Митрополит Исидор: Трудами Патриарха Кирилла за годы его служения на Смоленской кафедре было восстановлено и построено более 140 храмов
Статья митрополита Исидора о служении будущего предстоятеля Русской православной церкви на Смоленской земле. К дню рождения Святейшего (20 ноября 1946 года)
Период второй половины 80-х годов ХХ века первого десятилетия XXI веков стал переломным в новейшей истории Русской Православной Церкви: на фоне изменения государственного и социального строя произошел кризис и отмирание репрессивной модели государственно-церковных отношений, началось построение принципиально новой системы взаимодействия государства, Церкви и различных общественных институтов.
Для Смоленской епархии, история которой насчитывает почти девять столетий, этот период стал уникальным по своему динамизму, насыщенности событиями, глубине произошедших преобразований и неразрывно связан с личностью и служением митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, возглавлявшего Смоленскую кафедру в 1984-2009 годах.
Смоленская епархия во второй половине 80-х годов ХХ века. Начало служения архиепископа Кирилла на Смоленщине
В середине 80-х годов ХХ века, в целом характеризующихся продолжением религиозной политики Л.И. Брежнева, то есть политики полного контроля партийно-государственного аппарата за религиозной жизнью, положение в Смоленской епархии было непростым епархия была одной из беднейших в России.
Именно в этот период Смоленскую кафедру возглавил ректор Ленинградской духовной семинарии и академии архиепископ Кирилл (Гундяев). Решением Священного Синода 26 декабря 1984 года архиепископ Кирилл был назначен правящим архиереем Смоленской епархии.
Состояние Смоленской епархии характеризовалось следующими показателями. Епархия насчитывала всего 37 приходов, которые были распределены по территории области крайне неравномерно. Многие сельские храмы находились в значительной отдаленности от населенных пунктов. Большинство храмов епархии, в том числе являющихся ценными образцами отечественной архитектуры XVIII XIX веков, находились в крайне неблагоприятном техническом состоянии. Владыка Кирилл отмечал, что «их восстановление является важной церковно-патриотической задачей».
Многотысячную смоленскую паству окормляли 43 священнослужителя: 40 священников и 3 диакона. В основном это были лица в возрасте до 40 лет, имеющие среднее образование. Отмечая высокие нравственные качества большинства священнослужителей, правящий архиерей указывал на серьезную проблему отсутствие богословского образования у многих клириков, рукоположенных после прохождения приходской практики и самообразования.
Именно решение вопросов восстановления и строительства храмов, устроения церковной жизни, укрепления кадров духовенства молодыми образованными священнослужителями стало определяющим в деятельности смоленского архипастыря.
С первых месяцев служения на Смоленской кафедре архиепископ Кирилл уделял большое внимание выстраиванию конструктивных и доброжелательных взаимоотношений с представителями светских властей.
Во время многочисленных посещений приходов Владыка Кирилл, помимо обычных в таких случаях встреч с духовенством и верующими, встречался с местными властями и жителями смоленских городов, сел и деревень.
Ярким примером начала диалога Церкви, государства и общества стало участие архипастыря и духовенства Смоленской епархии в праздновании 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. В Пасхальном послании 1985 года архиепископ Кирилл свидетельствовал о единстве Русской Православной Церкви и всего народа, призывал помнить великий жертвенный подвиг отцов и дедов, защищавших Отечество, и трудиться во имя мирного будущего Отечества.
Активная деятельность и незаурядные качества нового смоленского архиерея была отмечена представителями власти уже в первый год его служения на Смоленской кафедре. В Информационном отчете за 1985 год уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Смоленской области В.П. Корольков так характеризовал архиепископа Кирилла:
«За (1985 год, прим. автора) проявил себя энергичным, грамотным и активным архиереем. Быстро разобрался в проблемах, стоящих перед епархией. Особую активность проявляет в укреплении кадров духовенства молодыми, образованными, имеющими духовное образование священнослужителями. С этой целью использует свои связи с выпускниками Ленинградской духовной академии и семинарии. Выражает озабоченность неудовлетворительным техническим состоянием ряда сельских храмов. Пытается глубоко вникнуть в жизнь религиозных объединений русской православной церкви. Выезжает в городские и сельские приходы, где проводит архиерейские службы. Систематически выступает с яркими эмоциональными религиозными проповедями. Под его руководством проведена работа по упорядочиванию епархиального архива, организации делопроизводства, бухгалтерии и ведению хозяйства. В политической обстановке ориентируется грамотно. Выражает глубокое удовлетворение теми процессами, которые происходят внутри нашего общества».
Важно подчеркнуть, что первые значимые результаты налаживания государственно-церковных отношений в Смоленской области были достигнуты раньше изменения официальной религиозной политики в стране. Подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси стала поводом для последней в истории СССР атеистической кампании по «разоблачению заслуг Русской Православной Церкви в формировании русской культуры и государственности», а предпринимаемые со стороны Церкви попытки поставить вопрос о необходимости коренных изменений в этой сфере не находили понимания у руководителей государства.
В Смоленской области 1986 и 1987 годы были отмечены событием, прямо противоречащим официальному курсу государства в отношениях с Церковью. 25 июня 1986 года было получено разрешение от Совета по делам религий на строительство нового деревянного храма в поселке Монастырщина. В 1987 году был открыт Петропавловский приход в г. Ярцево. Это был первый приход, созданный на Смоленской земле в годы советской власти. Вначале богослужения проходили в молитвенном доме. Иконостас был тайно перевезен из архиерейского дома, и уже первое богослужение прошло на праздник Пасхи. А вскоре началось и восстановление полуразрушенного храма в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, переданного Смоленской епархии.
С этого времени в Смоленской области начался неуклонный рост новых православных приходов и масштабная деятельность по восстановлению храмов и монастырей.
Празднование 1000-летия Крещения Руси в Смоленской области
К 1988 году наметились определенные улучшения государственно-религиозных отношений, связанные с общим изменением общественной ситуации в стране, развитием «гласности», первыми попытками переосмысления истории СССР.
Переломным событием в развитии государственно-церковных отношений стало празднование 1000-летия Крещения Руси, предопределившее возможность быстрого и глубинного возрождения церковной жизни.
Архиепископ Кирилл в Отчете по Смоленской епархии за 1985 год Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену подчеркивал значимость масштабной подготовки к празднованию и считал празднование 1000-летия Крещения Руси главным событием 1988 года в жизни православных жителей города и области.
Смоленская область стала одним из общероссийских центров юбилейных торжественных мероприятий: событие было отмечено не только церковными торжествами, но и многими еще непривычными для региона научно-общественными мероприятиями с участием ведущих российских ученых, видных отечественных и зарубежных церковных деятелей.
Торжественные мероприятия, посвященные 1000-летию Крещения Руси, были организованы при активном участии светских властей в Смоленске и большинстве районных центров Смоленской области. Архиепископ Кирилл принял личное участие в торжествах в городах Сычевка (3 июля), Рославль (9 июля), Гагарин (6 августа), Вязьма (7 августа), Смоленск (8-10 августа), Демидов (20 ноября).
Праздничные мероприятия проходили при большом стечении народа. После служения Божественной литургии совершались Крестный ход и служение на прихрамовой территории торжественного молебна, посвященного 1000-летию Крещения Руси, по окончании которого праздничная процессия следовала главной улицей в Парк культуры и отдыха или сквер Памяти Героев для возложения венков. Возле памятников героям, отдавшим свою жизнь за Отечество, духовенство встречалось с городскими властями, вместе возлагали венки и приветствовали многочисленный народ, отмечая значение празднуемого события и подвига героев.
После возложения венков празднование продолжалось в Домах культуры, где были организованы торжественные акты и концерты светской и духовной музыки.
В ходе проведения праздничных мероприятий архиепископ Кирилл и духовенство рассказывали о значении принятия христианства для истории России, роли Церкви в становлении российской государственности и о праздновании 1000-летия Крещения Руси в Москве, Ленинграде и Киеве.
В городе Смоленске празднование 1000-летия Крещения Руси было приурочено ко дню Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Тысячи смолян стали участниками праздничных богослужений. По случаю празднования состоялся прием у председателя Смоленского облисполкома А.И. Орлова. В Смоленской областной филармонии был организован Торжественный акт: с докладами о значении Крещения Руси в истории страны выступили ведущие российские ученые.
Торжества широко освещались в областных и районных газетах и на радио, впервые в газете «Рабочий путь» было опубликовано обширное интервью с Архиепископом Кириллом «На алтарь деяний Отечества».
В Отчете по Смоленской епархии за 1988 год, направленном Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену, архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл отмечал:
«Празднование 1000-летия Крещения Руси на Смоленской земле вылилось в яркое свидетельство преданности православного народа своей Церкви, признания положительной исторической роли Церкви со стороны широкой общественности и осознания народом своего единства вне зависимости от отношения к религии.