Смоленские музейщики выясняют происхождение бетонной «незнакомки»
Произведение искусства нашлось в подвале. Скульптурный портрет, вероятно, пролежал там около тридцати лет. Теперь он перевезен в фонды музея-заповедника. Предполагается, что это работа смоленского скульптора Константина Пастернака. Находка не была случайной.
...Много лет большая бетонная голова женщины лежала в сыром подвале, и о ее существовании знали лишь жильцы. Вынести ее получилось только вчетвером и то с большим трудом.
Скульптуру обнаружила дочь Константина Пастернака. Многие годы она знала об утраченных работах отца. А готовя выставку к его столетию, выяснила, что скульптуры из мастерской Пастернака без его ведома были вывезены и свалены в одном из подвалов на Соболева. -
Татьяна Пастернак, дочь К. Пастернака:
"Мы не надеялись, что мы что-то найдем. Но мы думали, что мы поговорим со старожилами и узнаем какие-то следы. Потому что все-таки 30 лет прошло. Но вообще, конечно, 134 [работы] пропало, но что одна нашлась спустя 30 лет, это удивительно". -
Из подвала скульптуру доставили в фонды Смоленского музея-заповедника. Сейчас она высыхает, а хранители пытаются выяснить, кто эта незнакомка. В описи вывезенных работ она числится как "голова женская, бетон". Ее волосы завязаны платком на крестьянский манер. -
Ольга Галинская, хранитель коллекции скульптуры Смоленского государственного музея-заповедника:
"Есть вероятность, что этот женский портрет - подготовительный этюд для скульптуры монумента "Три колхозницы", который стоял у нас на Колхозной площади с конца 1950-х до 1990-х годов". -
Монумент был посвящен награждению Смоленской области орденом Ленина за достижения в сельском хозяйстве. Три женских фигуры олицетворяли его ведущие отрасли: льноводство, животноводство и зерноводство. На известных фотографиях памятника, третья фигура почти не видна, так что подтвердить эту версию пока нет возможности. Судьбу остальных 130 скульптур еще предстоит выяснить.