Уникальный смоленский полигон хранит историю российских железных дорог
В эти дни юбилей отмечает Московская железная дорога. В Рославльском районе на специальной базе запаса находятся ретро-поезда. Съемочной группе ГТРК "Смоленск" удалось снять эксклюзивный материал о том, как эти поезда хранятся, как их восстанавливают и узнать, в каких знаменитых картинах снимали эти огромные паровозы.
...За колючей проволокой длинной цепью старинные паровозы - база запаса была организована после Великой Отечественной войны, в 1950-м. Ретро-машин здесь сейчас около четырех десятков, они приходят в Рославль со всех железных дорог России.
Николай Николаевич работает здесь четверть века. Вместе с помощникам следит за состоянием паровозов, проводит мелкий ремонт. А в ретро-сервисе кипит работа по восстановлению гигантов. Проводится очистка всех узлов, замена смазки, промывка, покрытие консервирующим раствором.
После восстановления паровоз отправляется на базу запаса, а через три года процесс так называемой консервации повторяется.
Старинный локомотив "Э" работал на протяжении всего XX века, пройдя и Первую мировую и гражданскую и финскую войны, был свидетелем и поражений, и побед. Есть еще уникальный экспонат - старинный локомотив, произведенный в 1940-х годах в Германии. Сейчас в мире только 15 таких ретро-поездов на ходу, это один из них.
А вот кадры знаменитого сериала "Жизнь и судьба", снятого по произведению Василия Гроссмана режиссером Сергеем Урсуляком. Съемки эпизодов проходили в Смоленской области. Или многосерийная картина "МУР" - детектив Ишмухаметов снимал также здесь, для создания соответствующей атмосферы также использовали ретро поезда. А еще для старинные машины брали для съемок картин "Убить Сталина", "Небо в огне", "Стрельцов".
Внутри паровозы выглядят так же, как и в те годы, когда они уверенно ездили по российским железным дорогам.
В настоящее время, с одной стороны, ретро-машины - это объект культурно-исторического наследия, с другой - стратегический резерв, ведь они могут работать даже при отсутствии электричества. Но специалисты читают, что главное - сохранить их для потомков. Паровозы используют для проведения ретро-экспедиций, экскурсий и надеются, что этими легендарными поездами смогут любоваться люди и спустя столетия.