Смоляне чаще всего жалуются на нарушения их права на труд
Нарушения прав человека на Смоленщине продолжают носить массовый характер. Ситуацию усугубляют пробуксовывающая реформа ЖКХ и рост безработицы. Удастся ли в ближайшее время переломить ситуацию к лучшему? На что рассчитывать тем, кто на себе почувствовал, что такое жизнь не по законам, а «по понятиям»? Как удержать взаимоотношения в обществе в правовом русле? На эти и другие вопросы отвечает Уполномоченный по правам человека по Смоленской области Александр Капустин.
Реформа или проформа?
-Александр Михайлович, на что чаще всего жалуются смоляне?
- Больше всего обращений, связанных с нарушением трудовых прав работников. Возможно, Смоленщина избежала худшего кризисного сценария, но людей сокращают, произвольно лишают предусмотренных законодательством выплат при увольнении, занижают оплату сверхурочных работ, не заключают трудовых договоров... Имеют место и задержки зарплаты. Проверки показали, что 70 процентов таких жалоб обоснованны. Восстанавливать права людей пришлось нашими рекомендациями, предписаниями инспекции труда, методами прокурорского реагирования. В отдельных случаях дело доходило до разбирательств в суде.
На втором месте в рейтинге обращений граждан - низкое качество предоставляемых им коммунальных услуг. Количество таких жалоб за прошедший год возросло вдвое. Особенно много нареканий на отказы в перерасчете платы за коммуналку. Люди справедливо считают, что если в квартире из крана льется не горячая, а едва теплая вода, батареи не греют, в доме на протяжении десятилетий не делается ни капитальный, ни текущие ремонты, то такое обслуживание не стоит запрашиваемых за него денег. К тому же, большинство жителей многоквартирных домов стали полноправными собственниками своих квадратных метров, и имеют право на полную информацию о порядке предоставления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, в чем им часто отказывают.
- Можно ли сказать, что «долгоиграющая» реформа ЖКХ пока не принесла ощутимых результатов?
-Принесла, хотя бы в том, что люди перестали чувствовать себя бесправными жильцами в собственных квартирах. Они начали изучать Жилищный кодекс, «искать правду» в судах, в два с половиной раза чаще, чем в 2008 году обращаться к нам за помощью в защите своих законных прав. Это уже само по себе - положительный итог. Так, по заявлению жителей дома № 8 микрорайона Королевка нам пришлось содействовать в восстановлении теплоснабжения их квартир. В отношении другого дома в течение пяти месяцев наши сотрудники вели переписку и жестко контролировали ЖЭУ-6, затянувшего ремонт кровли. В результате работы были выполнены, но самим жильцам добиться завершения ремонта было бы не по силам. И таких обращений к нам поступают десятки. Это, на мой взгляд, говорит не столько о нехватке денег на ремонт и обслуживание многоквартирных домов, сколько о низкой культуре работы коммунальных служб, их нежелании соответствовать современным требованиям.
Власть, ты слышишь? Нет, не слышу...
-Нередки случаи, когда администрации на местах работают в закрытом от людей режиме. Расчет делается на то, что человек не пойдет жаловаться на власть...
- Прошли времена, когда чиновник мог отгородиться от человека дверью кабинета или кипой бумаг. Сегодня заявления о невозможности реализовать свое право на обращение во власть стали массовым явлением. Не надо забывать, что государство оказывает населению следующие госуслуги: выдача документов, подтверждение каких-либо фактов, предоставление правового статуса, защита прав и свобод личности...
К сожалению, наши чиновники позволяют себе нарушать установленные сроки рассмотрения обращений, предоставляют ответы неполные, немотивированные и вообще не по существу вопроса. Есть случаи, когда по представленной информации не проводятся проверки. Например, инспекция ФНС РФ № 2 по Смоленской области ежеквартально высылала уведомление одной из жительниц Смоленска о том, что она не уплатила единый налог на вмененный доход. Та не раз уведомляла инспекцию о своевременной уплате налога. Но... пока налоговики не инициировали наложение ареста на имущество женщины и не разгорелся скандал, эту информацию никто не удосужился проверить. В итоге, нанесено оскорбление законопослушному налогоплательщику, и материалы по этому делу направлены мной в Управление ФНС России по Смоленской области для проведения проверки правомерности действий сотрудников инспекции.
Трудно быть сиротой
- До сих пор в области есть проблема - обеспечения жильем детей-сирот. Аппарат Уполномоченного по правам человека как-то участвует в его решении?
-Это одно из постоянных направлений нашей работы. В 2009 году численность сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, достигла 1372 человека. В среднем они вынуждены ждать квартир от 3 до 7 лет. За это время многие начинают вести асоциальный образ жизни, попадают под влияние криминальной среды. Благодаря усилиям губернатора за последние два года в 5,5 раза возросло финансирование на приобретение квартир для таких детей. С 2006 по 2009 годы за счет средств областного бюджета куплено 117 жилых помещений для сирот. В 2010 году на эти цели предусмотрено 36 437, 5 тысяч рублей.
Я обратился к губернатору с письмом, в котором изложил предложения по разработке областной целевой программы по обеспечению квартирами детей-сирот. Мою инициативу поддержали и, надеюсь, скоро такая программа у нас заработает.
- Что мешает многим главам муниципалитетов обеспечивать жильем сирот из своих районов?
- В первую очередь — отсутствие рынка жилья. Это приводит к тому, что воспитанникам детских домов предлагают именно жилые помещения, а не благоустроенное жилье. Часто там отсутствуют элементарные коммунальные удобства, вместо центрального отопления — печь с углем или дровами.
Не менее важным препятствием является и заниженная, по сравнению с реальной, цена квартир, которая устанавливается раз в год, исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на вторичном рынке Смоленска. В итоге, средств, предусмотренных в бюджете на покупку пяти жилых помещений, реально хватает только на два. Очень не просто решаются эти вопросы в сельских поселениях. Даже если там и находится подходящее для детдомовца жилье, то устроиться на работу во многих деревнях просто нереально.
- Из каких районов люди обращаются к Уполномоченному по правам человека чаще всего?
-Главный источник обращений — город Смоленск. Несколько уступают ему Вяземский и Сафоновский районы. Во втором эшелоне - Смоленский и Ярцевский, а в третьем -Рославльский, Руднянский и Дорогобужский районы.