Около Пржевальского построили макет Смоленска 1812 года
Около Пржевальского построили макет Смоленска 1812 года и планируют снимать фильм о войне с французами
Новое чудо света
В маленькой деревне Боровики, что около поселка Пржевальское, небывалое оживление. Туристы приезжают сюда, чтобы посмотреть на новое чудо: Смоленск ХIХ века, только в миниатюре. Проект, подготовленный к столетию войны 1812 года, включает в себя три макета старинного города. Теперь на площадке дендропарка вполне уютно разместились друг с другом Свято-Троицкий монастырь (бывший музей льна), парк Блонье и крестьянская окраина Смоленска. Каждая улица, дом и здание выверены с большой точностью и имеют свой масштаб.
«Вот это Свято-Троицкий монастырь, построенный в масштабе 1 к 30 (в одном метре - 30 метров), - рассказывает главный специалист дендропарка Елена Беленкова, проводя экскурсию по новым достопримечательностям. - А парк Блонье чуть меньше, поэтому и умещается на специальном помосте. Их создавали и проектировали смоленские художники-архитекторы, а стилизованную окраину города делали наши пржевальские мастера. Интересно, что за основу этого макета они взяли картину ХIХ века и с поразительной точностью попытались воспроизвести ее в реальности».
Смоленское сражение
Совсем скоро макет Смоленска примет участие в съемках художественного фильма. Кинокомпания «Мосфильм» решила использовать инсталляцию старинной окраины города в качестве заставки перед титрами. Впрочем, когда будет сниматься картина, держится в строжайшем секрете. Известно только то, что рабочее название фильма «Смоленское сражение», картина будет посвящена войне с Наполеоном.
«Это будет своеобразная заставка перед титрами, - объясняет Беленкова. - Сначала будут показывать в перспективе наш макет, а потом картинка как бы перейдет в реальность. Такая же местность, дома, пруд, но только уже настоящие».
В стране лилипутов
Находясь возле таких «строений», любой почувствует себя Гулливером. Осколки старинного города в миниатюре выглядят как настоящие, с одной лишь разницей: здесь все создано для того, чтобы обмануть глаз зрителя. Стены домов, хоть и кажутся кирпичными, но состоят из пластика, на улице вместо лип и дубов растут маленькие кусты смородины, а каменная насыпь в парке - молотый кофе. На каждом «участке» старинного Смоленска разворачивается своя жизнь и события: вот рыбак сидит на краю загородного пруда, а рядом гуляют гуси. На крыше монастыря, почему-то в колокольне, спрятались два черных кота, а по Блонье стройной шеренгой марширует гусарский конвой.
Впрочем, историческая достоверность инсталляций не вызывает сомнения, по ним можно изучать краеведение. К примеру, в центре тогдашнего Смоленска вы не найдете ни главпочтамта, ни драмтеатра. Вокруг миниатюрного Блонье стоят трехэтажные дома административного значения, некоторые из них сохранились до наших дней. Внимательному зрителю не составит труда разыскать и дом губернатора (нынешняя художественная школа).
«Моя задача состояла в том, чтобы создать ландшафт для этих макетов, - продолжает Елена Беленкова. - Скажем, траву специально пришлось скашивать до таких размеров, чтобы она соответствовала масштабу. А изгородь на окраине города пришлось плести самой из сухих веток. Сейчас мне помогают следить за содержанием макетов смоленские школьники, приезжающие сюда на практику. Любая выставка требует тщательного ухода и присмотра».