Как отстоять права потребителя?
Юлия ДЬЯКОВА
На вопросы наших читателей отвечает начальник отдела защиты прав потребителей Управления по потребительскому рынку и развитию предпринимательства администрации города Смоленска Валентина Медведева.
(Продолжение. Начало в №15 «АиФ - Смоленск» от 12 апреля 2006 года).
Как распознать неправильные весы?
- Я всегда боюсь, что в магазине или на рынке меня обвесят, так как слышала множество подобных историй. Как уберечься от этого и возможно ли как-то распознать неправильно установленные весы? Зинаида Ивановна, Смоленск
- Неправильные весы распознать, как правило, довольно сложно, так как те, кто их перестраивает, действуют чаще всего достаточно аккуратно и профессионально. В таких случаях стрелка может стоять на нуле, но весы будут врать на 100-200 граммов. Как это проверить? Ведь наверняка никто не носит с собой точные гири. Воспользоваться уже имеющимися у продавца не значит, что вы получите достоверный результат. Гири часто подпиливают, вырезают пустоты и заливают более легким металлом. Вариантов тут, к сожалению, превеликое множество. Есть более простой способ: возьмите, например, пачку печенья или любой другой продукт с заведомо известной массой, указанной на упаковке, и попробуйте взвесить его на весах. А теперь сравните показание весов с тем, что написано на пачке. Кроме того, на любом торговом предприятии, будь то рынок, супермаркет или простой продуктовый магазин, должны быть доступные в любой момент контрольные весы. Если же они отсутствуют, то это откровенное нарушение прав потребителя. В этом случае вы можете изложить свои пожелания в книге отзывов и предложений этого магазина. Если же весы не появятся и после этого, пожалуйста, обращайтесь в наш отдел по защите прав потребителей.
- Знаю, что любой весовой продукт отпускается в упаковке, которая должна предоставляться бесплатно. А относится ли это правило к покупке яиц? Почему в этом случае я должна оплачивать тот же целлофановый пакет? Нина Петровна, Смоленск
- Да, действительно, любой весовой товар должен продаваться в упаковке без взимания дополнительной платы. Что же касается яиц, то это не весовой товар, и это правило на него не распространяется. В этом случае продавец поступает на свое усмотрение, но упаковка обязательно должна быть.
Что надо помнить, получая товары почтой?
- Я заказал себе по почте несколько книг. И когда наконец получил долгожданную посылку, оплатил ее наложенным платежом и вскрыл уже дома. В посылке не оказалось одной книги, хотя в описи она присутствовала. Когда я вернулся на почту, мне заявили, что ничем помочь мне не могут. Как же так? Игорь Кириллов, Смоленск
- Получая товар почтой, не торопитесь уносить его домой. Когда в почтовом отделении вы получаете посылку и тут же, не открывая, ее оплачиваете, вы расписываетесь в том, что вас все устраивает. Сначала обратите внимание, не нарушена ли упаковка. Даже после того, как вы убедились, что упаковка цела, вскройте посылку и тут же проверьте, все ли у вас в наличии, в соответствии с описью. Если вы обнаружили подобное несоответствие или нарушение целостности упаковки, то должен быть составлен акт. Только в этом случае вы сможете предъявить ваши претензии, если таковые возникнут. Если вы заметили, что упаковка была все-таки нарушена, то эти претензии вы можете предъявить почтовому отделению.
И кое-что еще о правах потребителя
- В течение какого времени должны вернуть деньги или заменить товар? И сколько у меня может быть времени с момента покупки, чтобы вернуть товар в магазин? Сергей Леонидович, Смоленск
- Это зависит от того, по какой причине вы его возвращаете. Если это товар доброкачественный, но не подошел вам, допустим, по размеру, фасону и так далее, то его должны заменить или вернуть деньги в течение трех дней. Если же возвращается товар ненадлежащего качества, то заменить его вам обязаны в течение недели, а вернуть деньги - в течение десяти дней. Если за это время желаемого вами возврата или обмена не произошло, то вы вправе требовать с продавца неустойку: один процент от стоимости товара за каждый день задержки.
Вы можете поменять не подошедший вам товар в течение двух недель с момента его покупки. Но при условии, что товар не был в употреблении, вы сохранили чек и все соответствующие бирки и этикетки.
- В каких случаях можно требовать компенсацию морального вреда? Помните ли вы за вашу практику случаи, когда человек получил достаточно серьезную материальную компенсацию за причиненные моральные страдания? Виктор Миронов, Смоленск
- Компенсацию морального вреда можно требовать в любом случае, если каким бы то ни было способом нарушаются ваши потребительские права. А уж насколько они нарушены, решает только суд. Честно говоря, за последние несколько лет я не помню случая, когда человек получил сколько-нибудь серьезную моральную компенсацию. Чаще всего это одна, полторы - две тысячи рублей. На большую компенсацию человек может рассчитывать только в том случае, если приобретенный товар нанес вред его здоровью. Кроме того, на серьезную компенсацию можно рассчитывать, если речь идет, например, о долевом строительстве при просрочках сдачи жилья, при некачественном строительстве квартир и так далее.
- Ровно год назад я подала документы на приватизацию квартиры. Тогда же я выплатила всю необходимую для этого сумму. В БТИ мне обещали, что все будет готово через три месяца, но до сих пор дело не приблизилось к своему логическому завершению. Что мне делать?
- Дело в том, что оформлением документов занимается государственная организация, а вопросы по оказанию государственных услуг мы не решаем. Если бы вы имели дело с частной коммерческой организацией, то на основании договора о сделке при просрочке выполнения услуги, по закону «О защите прав потребителей», предусмотрена неустойка за каждый день просрочки в размере трех процентов от стоимости услуги.