Когда заменят тесные «ГАЗели» на комфортабельные маршрутки?
По Смоленску пошел слух: мол, к декабрю с улиц города-героя уберут все пассажирские «ГАЗельки», а на смену «старушкам» на маршруты выйдут итальянские «Ивеко». (Это тоже микроавтобус, только гораздо более вместительный и удобный). Слух и в самом деле занимательный и волнующий: теснота «ГАЗелек» давно стала притчей во языцех, и замена их на более комфортабельный транспорт – несомненно, радостное известие для горожан...
Преждевременная радость
Мы позвонили в транспортный комитет города Смоленска. Трубку поднял сотрудник и заявил: «Первый раз слышим. Это, по всей видимости, просто слух. О замене «ГАЗелей» на «Ивеко» речи не было, тем более к декабрю. Возможно, кто-то слышал о программе по замене пассажирских микроавтобусов на транспорт повышенной вместительности, но не понял, в чем ее суть. Участники этой программы должны заменить свой транспорт на более вместительный в течение полутора лет со дня заключения договора». Занимательно, что сотрудник ни в какую не пожелал назваться: «комментарии может дать только начальник». Позвонили начальнику транспортного комитета Владимиру Никитину. Но и у него получить профессионального разъяснения не получилось. Секретарь кратко передал: «разговаривать по данному вопросу начальник не готов».
На чем будем кататься?
Так имеет ли место быть программа по замене маршрутных такси? Имеет. Правда, без драконовских сроков. Маршрутки, рассчитанные на небольшое количество пассажиров (то есть «ГАЗели»), действительно исчезнут с улиц Смоленска. Но не в одночасье. Замена будет проводиться постепенно. Главная цель программы - заменить неказистые, тесные пассажирские микроавтобусы, которые, к слову, могут перевозить лишь 16 пассажиров, на более комфортабельные и вместительные. Как нам сообщили представители нескольких городских перевозчиков, никакой «обязаловки» в выборе марки автомобиля со стороны мэрии не навязывается. По городу уже успешно бегают микроавтобусы «Пежо Боксер» и «Форд Транзит». Постепенно парк расширится: скорее всего, это будут уже привычные китайские автобусы «Ютонг» или украинские «Богданы».
А когда?
Что касается сроков… Ни в мэрии, ни сами перевозчики точных сроков не называют. Но учитывая, что у нас страшно любят привязывать новшества к различным памятным датам, с большой долей уверенности можно сказать, что полного исчезновения «ГАЗелек» с маршрутов можно ждать к 2013 году. Аккурат к юбилею. Город «въедет» в 1151-й год своего существования на китайских и украинских автобусах. Ну или на французских, американских или итальянских. Впрочем, какая разница? Главное, чтобы ездили, не мучили пассажиров духотой и теснотой, и очередей на остановках не было…
Из истории вопроса
Тема комфортабельных пассажирских перевозок для областного центра действительно наболевшая: наверное, каждый смолянин потратил не один час драгоценной жизни на ожидание на остановках и эквилибристику в салоне «ГАЗелей». Вопрос поочередно поднимался и при покойном Иване Аверченкове, и при Халецком, и при Качановском. Заказывали питерским ученым-варягам разработку схемы движения, говорили о единой диспетчерской службе, предлагали ввести систему спутниковой связи для нормальной координации трафика… В итоге самым заметным прорывом стала закупка желтеньких китайских автобусов «Ютонг» и многократная переделка транспортной схемы.