Для экспериментальной вальдорфской школы не могут найти отдельного помещения
Для экспериментальной школы не могут найти отдельного помещения. Всему виной чиновники или власти Смоленска делают разумный ход назад?
Почему за наш счет?
8 сентября в пресс-центре медиагруппы ТМ прошло обсуждение весьма спорного вопроса, касающегося деятельности смоленской вальдорфской школы. Заместитель директора этого учебного заведения Владимир Пегов упрекал власти города в том, что их школе вот уже в течение нескольких лет не могут выделить отдельного здания. В качестве главного аргумента он ссылался на постановление главы города №504 от 21.02.2006, в соответствии с которым этому учебному заведению был присвоен статус муниципального. А следовательно, отдельное помещение полагается ему по закону.
Вроде бы все эти требования справедливы, если бы не несколько «но». Система вальдорфских школ в большинстве стран мира традиционно является сугубо частной структурой, не имеющей никакого отношения к государственной системе образования. И совершенно непонятно, почему эксперимент в педагогике проводится на средства налогоплательщиков нашего и без того небогатого региона. Или в системе традиционного образования у нас на все хватает денег?
А нанисты где?
Вальдорфские школы кардинально отличаются от обычных. Они уделяют меньше внимания точным наукам - математике и физике, что в начале выступления признал и сам Владимир Пегов. Зато из их стен выходит множество лингвистов, художников. Наверное, потому что школы пытаются руководствоваться, прежде всего, интересами детей. «Государственная система образования стремится сделать всех школьников одинаковыми, подогнать их под некий стандарт. В то время как наша школа в первую очередь заботится о том, чтобы пробудить индивидуальное начало каждого ребенка». Детям, наверное, нравится. Остается открытым вопрос: зачем нам еще одна муниципальная школа, которая готовит художников и лингвистов? Их вроде бы в достатке выходит из стен той же «художки» и школ с углубленным изучением языков. В отличие, к примеру, от учебных заведений, выпускающих специалистов, должных двигать вперед науку и технику. Это, к слову, о необходимости модернизации страны в целом и Смоленска в частности.
До основанья, а зачем?
О недостатках нынешней системы образования не говорит только ленивый. Но мнение представителей вальдорфской педагогики куда более революционно. Традиционную систему образования Владимир Пегов называет средневековой, требующей радикальных изменений всего: от оборудования классов до методики обучения. Например, он предлагает почти полностью избавиться от учебников. Большинство этих книг, по его словам, настолько плохи, что их даже не хочется давать детям в руки. А экзамены он и вовсе предлагает заменить индивидуальными характеристиками, которые педагоги будут выдавать каждому ученику. И уже на их основании ребенка будут принимать или не принимать в вуз. На справедливый вопрос, не станет ли в таком случае проблемой откровенно предвзятое отношение учителей к некоторым воспитанникам, Владимир Пегов выдал свой «рецепт». «Конечно, наши учителя не ангелы, и симпатии/антипатии есть у каждого. Но всегда можно найти некий уравновешивающий момент, который не позволит субъективной оценке превратиться в проблему». Уравновешивающим моментом Пегов посчитал педсовет. То есть все те же люди, но уже не только с «нравится/не нравится», но и с «вы же знаете, чей это сын». Получается, что здравая в принципе идея о ЕГЭ (как всегда, вопрос в исполнении), когда полностью отсутствует разница между сынком начальника департамента чего-либо и сыном простой уборщицы, должна быть похоронена?
Впрочем, и к педагогам смоленских традиционных школ у Владимира Пегова есть серьезные и, на наш взгляд, не до конца обоснованные претензии. «Не работают над собой, а только, в лучшем случае, посещают курсы повышения квалификации раз в пять лет»... Как учебное заведение, опирающееся на принципы, отрицающие отработанную образовательную систему, могло получить статус муниципального, непонятно. И, может быть, нежелание чиновников выделять вальдорфской школе отдельное здание - это осознание поспешности решения четырехлетней давности? Что сейчас думает по этому поводу администрация города? Как отнесутся заслуженные педагоги города к заявлениям Владимира Пегова? На все эти вопросы «Город» обязательно ответит в следующих номерах.