Скидка для победителя
Григорий Пернавский
Каждый год перед Днем Победы я с интересом наблюдаю за действиями нашего малого и среднего бизнеса. Тут и там ветеранам дают сказочные скидки при стрижке, заказе ресторанных блюд и получении прочих платных услуг. Обычно такое обострение благотворительности объясняют общественности желанием отблагодарить бывших участников войны за их подвиги и жертвы. А тот факт, что в течение года, от праздника до праздника, бабушки и дедушки стригутся дома и питаются булочкой с кефиром да ливерной колбаской, никого особо не волнует. Главное, перед памятной датой соблюсти политес - и все хорошо. Теперь к ритуальной благотворительности добавилась еще одна акция - цепляние на себя черно-оранжевой «георгиевской» ленточки. Привязавший ее к одежде, антенне автомобиля, дамской сумочке и вообще куда-нибудь гражданин вроде бы автоматически становится «сохранившим память о подвигах» и т. д. В этом году акцию «Повяжи ленточку» сразу же поддержала крупная сеть, торгующая мобильными телефонами. И все громко заявляют об этом, получая халявную рекламу в СМИ и Интернете. Правда, уже 10 мая все заканчивается. Ленточки гниют на антеннах, пока их наконец-то не догадываются снять и выбросить, или валяются в пивных лужах. Праздник закончен, уважение выказано. Можно написать отчет спонсорам и забыть о нем до следующего года.
А ведь у нас всегда были традиции, как поздравлять ветеранов. 9 мая им чаще всего дарили цветы или просто говорили хорошие, добрые слова, вместе вспоминали войну. И не было никаких акций по раскрутке, групп поддержки и прочих вещей, которым не место в святой для нас праздник.
И еще. Если вы переведете глаза сантиметров на десять направо, вы увидите тот самый список ветеранских скидок и прочих благ. Почему слева мы критикуем подобные акции, а справа - информируем о них? Потому что мы говорим не о конкретных предпринимателях, решивших сделать подарок пожилым людям, а об общей тенденции. Скидки - это хорошо, и спасибо всем, кто решил предоставить их. Мы просто еще и за то, чтобы о ветеранах помнили и остальные дни в году, а не «в период с 1 по 9 мая». Может, стоит об этом задуматься? Может, делать им такие подарки каждый день? Разориться на этом трудно - их не так много осталось...