Смоленская чулочная фабрика впервые в истории столкнулась с подделкой своей продукции
Смоленские производители впервые в истории столкнулись с подделкой своей продукции. Жертвой дельцов стала чулочная фабрика.
В связи с этим в регионе была создана межведомственная комиссия по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией промышленного производства. Работа этого органа позволила Администрации области вынести проблему на обсуждение со специалистами Министерства промышленности и торговли РФ.
Продукция Смоленской чулочной фабрики занимает примерно 14-15 процентов российского рынка чулочно-носочных изделий и известна далеко за пределами региона. Это обстоятельство привлекло к себе внимание недобросовестных производителей, наладивших выпуск куда менее качественных изделий под местной торговой маркой. Как давно это началось, точно не скажешь, но в конце концов контрафактная продукция добралась до Смоленска, где на нее и наткнулись работники фабрики. На носках, обнаруженных ими на прилавках рыночного комплекса в Заднепровском районе, красовалась этикетка с фирменной эмблемой, но при этом не содержалось информации о техусловиях. Более того: содержание хлопка в ткани было куда меньше 100 процентов. Конечно, другой была и цена: подделку можно купить в Смоленске за 18-25 рублей, цены на хлопковые носки в фирменном магазине начинаются с 30 рублей. Судя по всему, контрафакт производится на территории России, но кем и где - пока неизвестно.
Власти отнеслись к атаке пиратов серьезно. В состав специально созданной межведомственной комиссии вошли представители органов государственной власти и местного самоуправления, Торгово-промышленной палаты, а также многочисленных федеральных ведомств.
- Проблема, с которой столкнулась фабрика, не может не вызывать тревоги, - считает вице-губернатор Александр Долгов. - Масштаб выпуска контрафактной продукции неизвестен, что происходит на рынках в других регионах, мы не знаем. Хуже всего, что нет эффективного механизма защиты: для того чтобы подтвердить контрафактное происхождение продукции легкой промышленности, необходима дорогостоящая экспертиза, которую к тому же придется проводить за пределами Смоленской области - у нас нет необходимого оборудования.
По мнению вице-губернатора, причины появления контрафакта незамысловаты: невысокая покупательная способность населения, продажа товара на рынках, где никто по умолчанию не предъявляет продавцу претензий по поводу качества товара. Плюс сверхприбыль, которую получают недобросовестные предприниматели. Бороться с ними очень трудно - в том числе и потому, что соответствующие полномочия не подкреплены ни техникой, ни средствами, ни специалистами.
При обсуждении в минпромторге смоленские чиновники призвали ускорить разработку технического регламента безопасности продукции легкой промышленности и потребительских товаров, на основе которого можно было бы усовершенствовать систему сертификации.
Стоит отметить, что борьба с контрафактом невозможна без участия самих предприятий, но мало кто из них на деле занимается этой работой. Чуть ли не единственным правообладателем, добившимся на российском рынке успехов в этой сфере, остается Microsoft, но вкладывать в защиту своей продукции такие средства российские предприятия, конечно, не в состоянии, а потому ждут помощи от властей.
- Мы пока точно не знаем, есть ли случаи подделки продукции других смоленских предприятий, - говорит Александр Долгов. - Некоторые директора жалуются, но конкретных доказательств пока не представляют.
В результате власти региона объявили о разработке областной целевой программы «Качество», в рамках которой планируют защищать продукцию смоленских производителей специальным знаком. Участие в ней будет добровольным. Как рассказали в Департаменте экономического развития, потенциальные соискатели знака качества не должны иметь обоснованных претензий от потребителей, правоохранительных, контрольных и надзорных органов.
Чиновники считают, что покупатель перестанет ломать голову над тем, что приобрести: увидит знак качества - и купит. Сколько придется заплатить производителю за его присвоение и как эти дополнительные расходы отразятся на цене товара, пока неизвестно, но очевидно, что победить контрафактную продукцию таким способом вряд ли удастся.
Определить, откуда поступает контрафакт, пока не удалось ни производителям, ни правоохранителям.
Дмитрий Раичев