Эдуарду Качановскому и Константину Лазареву хватило года работы, чтобы из «фигур» превратиться в фигурантов уголовного дела
Светлана САВЕНОК
За два года и семь месяцев место «главного городского хозяйственника» в Смоленске заняла четвертая по счету фигура. Эта почти клиповая смена управленцев областного центра — вполне себе повод, чтобы говорить о рекордах.
Рекорды нашего городка
Эдуарду Качановскому и Константину Лазареву хватило года работы в этой должности, чтобы из «фигур» превратиться в фигурантов уголовного дела. Это первая группа «рекордсменов» в руководящем звене города.
Временной рекорд в управлении горадминистрацией поставил Сергей Маслаков. Его показатель в статусе временно исполняющего полномочия главы — чуть менее двух месяцев. На «маслаковский» период как раз и выпали самые неспокойные события. Это и начало отопительного сезона (при том, что на множестве объектов ремонтные работы «теплосетей» были далеки от завершения), и новый виток смоленского «политического обострения».
Тем более, если противостояние «город — область» характерно для многих регионов, и здесь мы вряд ли можем претендовать на эксклюзив, то противостояние между двумя ветвями городской власти (горсовет и горадминистрация) — уже явный перебор. Причем, «внутригородской напряг» в отношениях стал очевиден еще за несколько месяцев до ареста Константина Лазарева (это очень четко было видно даже в ходе сессий горсовета). А после того, как Сергей Маслаков уволил заместителя главы администрации, который курировал имущественные и земельные отношения (Александр Долгий, выходец из структур небезызвестной и весьма влиятельной в Смоленске ФПГ), конфликт вылился уже в публичную плоскость.
Понятное дело, что дестабилизация ситуации в Смоленске, да еще в канун выборов в Госдуму весьма серьезно озаботила федеральное руководство и партию власти.
«Как бы с чистого листа»
Случившееся жесткое противостояние «всех всем и вся» было прекращено «Москвой» практически в режиме «ручного управления». Результатом вынесенного вердикта «высокого арбитра» стала цепочка следующих решений, принятых уже в Смоленске: досрочное прекращение горсоветом полномочий главы администрации города Константина Лазарева — избрание (при поддержке городского политсовета и фракции ЕР в горсовете) Николая Алашеева временно исполняющим полномочия главы — и партийная же рекомендация избрать его на должность главы администрации города. В свою очередь, Николай Алашеев заявил, что оставляет за Сергеем Маслаковым пост первого заместителя. Во всяком случае, схема «как бы тандем» на первых порах, видимо, сохранится. И со стороны на сегодняшний день ситуация выглядит «как бы с чистого листа».
Укрощение строптивых
Операцию «А мы уже помирились!» наблюдатели всего прошедшего цикла «непримиримой борьбы за власть» комментируют по–разному (и, кстати, недовольных случившимся исходом оказалось немало). Наверное, удивим наших постоянных читателей, но ИМЕННО СЕЙЧАС мы готовы подтвердить, что ИМЕННО ЭТОТ ВАРИАНТ, реализованный партией, был единственно верным. Хотя бы по той причине, что он являлся ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫМ выходом из сложившегося тупика противоречий и противостояний и, как следствие, — «ступора» в исполнительной власти города. Если отстраниться от эмоционального восприятия ситуации, то нельзя не признать, что Николай Алашеев на сегодняшний день — единственная фигура, способная «решать вопросы» с нынешним «ершистым» горсоветом (это искусство Николай Николаевич не раз демонстрировал, когда входил в состав депутатского корпуса).
В любом случае, сейчас можно говорить о том, что назначением Алашеева погашен конфликт двух ветвей городской власти. И это уже неплохо.
Без вариантов
Господам недоумевающим (в особенности тем, кто громко досадует: мол, такие–сякие, «сдали город ФПГ с потрохами, сдали со всем населением в 300 тысяч», «слили Маслакова»…) хочется задать вопрос. А мог ли быть какой–то иной выход из патовой ситуации, в которой оказалось городское управление? Полагаем, что при любом другом варианте депутаты наверняка применили бы ко всем инициативам городской администрации, с которыми она выходила бы на сессии, тактику «блокады» («бойкота» и т.д.). Тем более, что те изменения, которые нынешний горсовет внес в Устав, вполне позволяют не выносить на сессии вопросы, необходимые администрации. В том числе, нельзя было исключать и «плановый» срыв принятия бюджета.
Может, кто–то забыл о том, как нынешний состав городского Совета привык голосовать? Забыли, сколько раз было провалено голосование сначала — по председателю горсовета, потом — по главе города? А сколько копий было сломано в ходе формирования комиссии по выборам главы администрации? Может, кто забыл, что скоро годовщину «битвы» за реализацию мероприятий по модернизации городской медицины будем отмечать? И у вас еще остаются сомнения относительно «блокадного» варианта развития событий?
Долгожданная стабильность?
Впрочем, несмотря на однозначность нашей оценки нынешнего варианта развития событий как единственно возможного, говорить о торжестве политической стабильности пока преждевременно. Скорее, это период надежды на стабильность.
И для самого Алашеева назначение на пост исполняющего полномочия главы администрации города с перспективой стать полноценным главой — не только победа, но и очень серьезное испытание. А учитывая, что переходный период (на пути из ВРИПа — в полноценного главу) включает в себя федеральные выборы, можно сказать, что на долю Николая Алашеева выпал весьма жесткий вариант «испытательного срока».
В плюсе у нового ВРИПа — напористость, последовательность в достижении поставленной цели, жесткий стиль управления (чего давно недостает всему смоленскому руководству) и очевидно — желание доказать, что «достоин». Однако, простите за банальность, только «время покажет», насколько верным оказался этот партийный выбор.