Дорожные аварии требуют скорой помощи
Постоянно растущее количество дорожно- транспортных происшествий с тяжкими последствиями обеспокоило представителей служб по чрезвычайным происшествиям. Недавно под эгидой ГУ МЧС России по Смоленской области по этой жизнетрепещущей теме прошло совместное совещание представителей ГИБДД, медиков и спасателей.
Главное - успеть
Начальник ГУ МЧС Алексадр Муровицкий сообщил, что по России в целом в ДТП ежегодно погибает около 35 тысяч человек. Множество людей становятся инвалидами. Поэтому задачей необычного доселе в Смоленске совещания стала выработка рекомендаций по мерам сокращения потерь населения на дорогах, в том числе за счет оперативных действий служб, участвующих в ликвидации последствий автоаварий.
- Анализ показывает, что часть погибших в ДТП можно было спасти, если бы были приняты меры для своевременного привлечения сил и средств по ликвидации последствий, - отметил Александр Муровицкий. - Но из-за отсутствия четких координирующих действий в этой работе имеются сбои. По заявлению медиков, самая высокая эффективность помощи пострадавшим в ДТП достигается в течение нескольких минут после происшествия.
И есть соглашение спасателей и ГИБДД по реагированию на ДТП. А пожарные части (к которым, как правило, и прикреплены спасатели) оснащены ручным аварийно-спасательным инструментом для деблокировки потерпевших. К примеру, гидроножницы запросто перерезают металлический прут толщиной в палец. С помощью такого инструмента можно в считанные минуты освободить зажатого искореженным металлом человека и спасти ему жизнь. Но в большинстве районов в штате только один спасатель, соответственно он не может находиться на посту круглые сутки. Перед главами муниципалитетов, отметил начальник ГУ МЧС, поставлена задача по обеспечению необходимой численности спасателей. Увы. За помощью пришлось обращаться в прокуратуру.
Не всегда есть согласованность между врачом бригады спасателей, которые порой первыми оказываются на месте происшествия, и медперсоналом «скорой». Есть проблемы с вызовами и оплатой эвакуаторов, тяжелой техники для подъема перевернутых машин, автобусов.
Не все решено и с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов. Для ее решения создается спецподразделение на базе спасательного отряда города Смоленска. Уже получено оснащение, поступившее через Центр аварийно-спасательных экологических операций. Но пока не ясно, кто и как будет поставлять опилки, песчаную смесь на место ликвидации аварии.
Дороги жизни и смерти
По докладу заместителя начальника управления ГИБДД УВД по Смоленской области Сергея Дударева, ситуация на дорогах удручающая. За четыре месяца количество ДТП возросло на
51 процент, на 67 процентов увеличилось число погибших, на 60 процентов - раненых. В натуральном выражении за это время зарегистрировано 424 ДТП, погибли 77 человек и 507 получили ранения. Самыми проблемными местами остаются крупные города и автодорога Москва - Минск. По тяжести последствий, которая определяется числом погибших на 100 пострадавших в ДТП, мы впереди России всей. Средний показатель на сотню пострадавших в области составил 13,2 человека, в то время как по РФ - 9,8.
По территории Смоленщины проходят три федеральные автодороги общей протяженностью более 700 километров. Интенсивность движения по ним в мае резко возросла, особенно на «Минке». Если в холодное время по этой магистрали за сутки проходило около пяти тысяч машин, то сейчас - десять тысяч. На этих дорогах произошло
109 ДТП, что составило 26 процентов от общего количества. Погибли 42 человека. И 35 из них - на трассе, ведущей в Белоруссию. Это в три раза больше прошлогоднего показателя. Статистику нам изрядно портят соседи. С участием жителей Беларуси зарегистрировано 27 (23 по их вине) ДТП. 18 человек погибли, и 35 получили ранения. По словам полковника Дударева, у себя белорусы стремятся не нарушать правила движения, потому что там жесткие законы. На территории России «отрываются», и в конечном итоге «влетают по-крупному». Из Смоленска пришлось даже направить депешу начальнику ГАИ Беларуси с информацией о том, что вытворяют их водители, пересекая границу.
Почти 80 процентов дорожных происшествий происходят по вине водителей. Но каждое четвертое случается по причине несоблюдения правил пешеходами. Они дали повод к совершению 104 ДТП, в которых погибли 16 человек и 94 получили ранения.
Проверки автопарка по перевозке пассажиров тоже не радуют. Сейчас в области проходит операция «Автобус», которая выявила, что в некоторых организациях к перевозке пассажиров допускаются водители, не имеющие соответствующей категории, или те, кто по состоянию здоровья не вправе садиться за руль автобуса. Случаются и перевозки детей в ночное время, что категорически запрещено.
Беда России
Главными источниками роста ДТП являются постоянно растущее количество транспорта, непрофессионализм водителей, пьяные за рулем, нарушение правил перехода улиц и дорог пешеходами. И, конечно же, пропускная способность дорог, с учетом их отвратительного состояния. Инфраструктура наших населенных пунктов рассчитана на 60, максимум 100 машин на 1000 населения. Сейчас же приходится 200 и более автомобилей на 1000 человек. Дорога Москва - Минск по праву считается одной из лучших на территории нашей области. Через трассу перекинуты три пешеходных перехода. Ведется строительство еще одного, на 227-м километре. Разработан проект и для строительства перехода на 231-м километре. Сейчас ГИБДД выходит с предложением к владельцу этой трассы об устройстве разделительной полосы бордюрного типа. Там, где встречные полосы разделяет металлическое ограждение, ДТП происходят крайне редко, потому что водители лишены возможности совершать «лобовые атаки». Возможно, железное ограждение скоро появится и на левом, несанкционированном, повороте с магистрали на Смоленск, в районе 380-го км. Есть и еще одна задумка по «Минке» - запретить движение большегрузных автомобилей при температуре выше + 25оС. В жару на расплавленном асфальте образуются колеи, что нередко становится причиной ДТП.
Участники совещания пришли к выводу, что необходимо совместно выработать рекомендации для комплексного плана по привлечению сил и средств для ликвидации последствий автоаварий, устранить противоречия между ведомствами. И что немаловажно, устранить предпосылки к ДТП. В итоге подготовить соответствующий документ и утвердить его постановлением администрации области.
Р.S. К сожалению, на совещании не поднимался вопрос о дорожных развязках в областном центре, где ситуацию можно назвать критической. Ни проехать, ни перейти улицу без риска в Смоленске уже нельзя. И если несколько лет назад еще шли разговоры о строительстве подземных переходов, то теперь даже нет речи о реконструкции светофоров, что хотя бы немного улучшило транспортную обстановку. По поводу плохого состояния дорожного покрытия составлялась масса протоколов. Однако должной реакции дорожных служб не последовало. Более того, по-прежнему продолжается порочная практика, когда во время ремонта полосами вырезают асфальт и эти искусственные канавы не заделывают по нескольку дней.
Василий ГАНЖАЛА