Холл Главпочтамта превратился в зал ожидания
10 января был последний день, когда смоляне оплачивали счета за коммунальные услуги, полученные в декабре. В начале недели огромные очереди образовались в отделениях "Почты России" и "Сбербанка" - многие люди приходят сюда с платежками ни одно десятилетие.
В последние дни холл Главпочтамта превратился в зал ожидания. Чтобы оплатить коммунальные услуги, многие пришли в полдень, но и к пяти часам так и не подошли к заветному окошку.
Елена Назарова, жительница Смоленска: «Здесь уже людям было плохо, вызывали скорую. Мужчина, ветеран войны, возмутился, сказал, что они бездельники. И сразу вызвали полицию. Нам даже не дали слова сказать, чтобы его защитить».
Отделения связи работали и в праздничные дни. Но если 3 и 4 января посетителей на Главпочтамте было около трехсот, то 8 и 9 числа приходило больше тысячи человек. С плановыми перерывами работают все кассы. Но исключительно на прием коммунальных платежей отведены только две из них. Остальные операторы отдают приоритет посылкам и заказным письмам.
Нина Шишкина, заместитель начальника ОСП «Смоленский почтамт» УФПС Смоленской области: «В новогодние праздники увеличилось количество посылок, которые приходят смолянам. То есть и почтовой работы очень много. И сроки оплаты коммунальных платежей устанавливает не «Почта России».
"Чтобы оплатить квитанции, времени просто не хватает" - с такой проблемой столкнулись тысячи человек, которым счет за электричество пришел только 8-го числа. Осенью "Энергосбыт" действительно столкнулся с некоторыми трудностями, когда вступило в силу постановление правительства о предоставлении коммунальных услуг жителям многоквартирных домов.
Ирина Анищенко, заместитель генерального директора ОАО "Энергосбыт": «За сентябрь мы действительно счета задержали, потому что был новый программный продукт. Сейчас уже система отлажена. Естественно, показания абоненты передают теперь лучше. Поэтому у нас уже ускорен этот процесс выставления счетов».
Доставить квитки в первые дни января помешали праздники. В феврале они дойдут до абонентов на несколько дней раньше.
Наплыв клиентов ощутил на себе и крупнейший банк страны. Люди привыкли десятилетиями ходить в сберкассу. Но теперь коммунальные счета здесь принимают только через терминалы. Клиент должен сам вводить свои данные и выбирать услуги. Оплата производится наличными либо через карточку.
Опасаясь трудностей, многие пенсионеры идут на почту. Анна Васильевна прошла компьютерные курсы, но все равно не считает себя человеком, способным разобраться с терминалом.
Анна Киселева, пенсионерка: «Если человек от случая к случаю пользуется компьютером, как тот же пенсионер, который весь сезон работает у себя на даче, а потом вспомнил, что надо счета оплатить, для него это, конечно, проблема».
Для таких клиентов в зале работает специалист, но персональных консультантов всем не хватает.
Ольга Маркова, менеджер банка: «Консультанты не принимают платежи, но они обучают. Совершив один раз платеж, многие клиенты потом делают его самостоятельно. Конечно, заботясь о наших клиентах, некоторым бабушкам мы объясняем эту процедуру несколько раз».
В банке не отрицают: иногда все же образуются очереди. Но возобновлять оплату коммунальных счетов через кассу здесь не будут. Специалисты уверены: переход на электронные услуги - процесс необратимый. И меньше времени и нервов потеряет тот, кто раньше других научится пользоваться современной техникой.
Елизавета Храмцова