В Смоленской ГАЗЕТЕ опубликована статья руководителя ОАО Смоленскэнерго Михаила Хвостанцева с, мягко сказать, иным (и не столь радужным) как у администрации взлядом на будущее Смоленской области. Статья - ниже, за мнения форумчан, если будут высказаны - заранее спасибо.

МИХАИЛ ХВОСТАНЦЕВ:
СТРАТЕГИЯ - ВЫМИРАТЬ !?

В начале XX века в Смоленской области жило более 2 млн. человек, в начале XXI века около 1 млн. человек. Что же дальше?
Впервые в новейшей истории нашей области появился программный документ- «Стратегия социально-экономического развития Смоленской области», разработанный центром стратегических разработок «Северо-Запад» и администрацией Смоленской области. Событие давно ожидаемое и отрадное. Обществу представлен анализ социально-экономического положения области и три сценария ее развития в долгосрочной перспективе.
В каком мы положении? Куда привела нас кривая колея кризисов и реформ? Как дела у соседей и в целом по России? Каков диагноз?

Содержание документа удивило: вместо горы статистических данных, сравнительных анализов влияния экономических и социальных факторов на состояние отраслей и развитие товарных рынков региона- скупые старые данные 2000-2004 годов, в лучшем случае 2005 года и опусы типа «Рост электроэнергетики в последние годы сдерживался жестким тарифным регулированием и зависел от политики энергетических монополий». Да ничем он не сдерживался! Наша энергетика развивалась в соответствии с имеющимся реальным спросом, а спрос был значительно меньше предложения. Кроме того база для сравнения (2000 г.) выбрана неудачно. Пик развития области- это девяностые годы. Никакого серьезного анализа экономики, достаточности прибыли предприятий для модернизации и развития.
Правда о социальной сфере мы узнаем чуть больше: продолжительность жизни мужчин у нас 55 лет, женщин – 70 лет (предпоследнее место в ЦФО), индекс развития человеческого потенциала, где-то средний по России (57 место в мире), смертность превышает рождаемость в 2,5 раза. На пятидесяти страницах анализа состояния области много интересной, порой захватывающей информации…для солидного туристического путеводителя. А диагноза-то и нет. Здоровы мы или больны? Давно ли и чем?
Между строк читается: «да, у вас немного хуже, чем в среднем у всех, но лучше, чем у самого худшего региона». Поразительная точность и убедительность. В общем, положение неясно, расплывчато и зыбко.

Как известно, для стратегии (это путь) необходимо знать отправную точку (или текущее положение) и конечную точку – цель.
Чего мы хотим в долгосрочной перспективе? Какой доход, уровень жизни, какие пенсии, какую экономическую свободу, уровень безопасности мы хотим иметь? Как эти цели выглядят в цифрах? В «Стратегии»- никаких результатов опроса населения, бизнеса, власти относительно видения своего будущего. То есть, куда идем, не знаем. Наверное, туда же, куда и все. Опять между строчек, почти интуитивно улавливаем, что хотим роста благосостояния (зарплат, пенсий), полной занятости, долгих лет жизни, доходов разных уровней бюджетной системы, достаточных для достойной социальной сферы, в общем, хотим жить как в Европе. Однако когда это светлое будущее наступит, и по каким измеримым критериям мы сможем судить о его наступлении документ умалчивает.

Для того чтобы идти из мутного настоящего в неопределенное будущее нам предложили три сценария развития области в долгосрочной перспективе.
1. Усиление эксплуатации доступных ресурсов (дешевая рабочая сила, дешевая электроэнергия, дешевая земля, сырьевые и рекреационные ресурсы и т.д.);
2. Модернизация растущих отраслей – рост производительности на основе прямого импорта технологий.
3. Аутсорсинг: встраивание в чужие конкурентоспособные технологические комплексы в качестве процессинговых центров.

Начнем с мифов. Первый – дешевая рабочая сила.
Стоимость квалифицированной рабочей силы у газовиков, железнодорожников, энергетиков- атомщиков, бриллиантщиков, химиков, печатников, текстильщиков у нас не низкая, а одна из самых высоких в России. Именно она формирует значительную долю доходов населения. Низкой является зарплата малоквалифицированной рабочей силы и тружеников села.
Второй миф – дешевая электроэнергия.
Последние семь лет на Смоленщине цена на электроэнергию была одной из самых высоких в России, но на это есть свои причины. Нашим реальным конкурентным преимуществом является доступность электроэнергии, но никак не цена.
Теперь о предложенных сценариях развития.
К чему приводит первый из них?
К резкому увеличению давления на природную среду, к ухудшению экологии, дальнейшему снижению продолжительности жизни. Рост спроса на дешевую рабочую силу потребует мигрантов, ибо коренное население будет естественно перемещаться в регионы с большей потенциальной зарплатой (Москва и Московская область, Санкт-Петербург).
Первый вариант выгоден внешним инвесторам, но мало привлекателен для населения области.
Второй сценарий – модернизация растущих отраслей.
Сами авторы «стратегии» признают, что большинство предприятий Смоленской области не в состоянии мобилизовать необходимый объем инвестиций, осуществить корпоративную перестройку и переход к новой торговой политике. Самое главное – у них недостаточно прибыли для серьезной модернизации. Кроме того, создание новых высокотехнологичных производств на основе импорта технологий и оборудования занимает 20-30 лет. За это время их создатели-конкуренты уйдут далеко вперед. Модернизация приведет к росту спроса на высококвалифицированный персонал и росту конкуренции предприятий за этот персонал. Общая же занятость может даже уменьшиться.
Третий сценарий – аутсорсинг.
Основной движущей силой данного процесса являются инвесторы-нерезиденты, приходящие в Смоленскую область извне. По мнению авторов «стратегии» одним из главных рисков сценария аутсорсинга является консервация отставания области от российских и мировых «полюсов роста» в уровне социально-экономического развития. Перемещение в Смоленскую область второстепенных бизнес-процессов может надолго закрепить за Смоленскими предпринимателями места производственного центра, что может привести к хроническому отставанию уровня зарплат, развития социальной сферы и качества среды жизни. На территорию области могут быть вынесены экологически вредные производства. Уровень зарплаты и требования к квалификации персонала могут резко снизиться из-за низкой интеллектоемкости производственной продукции. Очевидны налоговые потери бюджета в связи с нерезидентностью компаний в Смоленской области.
Что общего в трех сценариях?
Они отвечают на вопрос, что может произойти, если просто созерцать процесс и ничего не делать, особенно власти. «…изменения в открытом рынке и в стране в целом более значимы для будущего Смоленской области, чем местные инициативы и проекты».
В общем сидите и не рыпайтесь, общая тенденция понесет куда надо.
Это «надо» - сдерживание зарплаты и доходов граждан, дальнейшее снижение численности населения области за счет миграции квалифицированной рабочей силы за пределы области, ухудшения экологии, потеря областного статуса исторического, культурного, научного и учебного центра России, приобретение репутации второстепенного региона, живущего на подхвате крошек со столичных столов, да дани с «Большой Дороги». Незавидная, но вполне реальная долгосрочная перспектива. Неужели это вытекает из нашей истории и устраивает смолян?

За счет чего жила последние сорок лет, да и сейчас живет Смоленская область, и как это появилось? В основном за счет энергетики, на долю которой приходится 23% валового регионального продукта. Энергетика не только обеспечивает потребности области, но и поставляет 4/5 всей выработанной электроэнергии соседним областям и Белоруссии. Откуда же взялась эта энергетика в исконно сельскохозяйственной области, сильнее других пострадавшей в отечественной войне и не имевшей ни одного крупного промышленного предприятия? Наши отцы и деды только и думали о том, что «…изменения в стране в целом более значимы для Смоленской области, чем местные инициативы»? Молодые партработники и хозяйственники, недавние фронтовики, возглавлявшие в те годы область думали и действовали иначе, хотя им было многократно тяжелее, чем нам сейчас. Пользуясь личными связями, знанием психологии руководителей партии и правительства, прекрасно изучив коридоры власти, они по своей инициативе, с огромным риском лично для себя, добились решения строить энергетику именно в Смоленской области. Под гарантии полного и своевременного освоения выделенных средств.

Как-то на праздновании Дня энергетика я произнес тост за Ивана Ефимовича Клименко – за первого рыночника нашей новейшей истории. Он смутился и принял тост без комментариев, согласился. Действительно, главный герой создания Смоленской энергетики прозорливо «пробил» решение строить многократно избыточную энергетику, на продажу, а не «только для себя», как делали практически все другие руководители областей. Следом за энергетикой пришли промышленность и наука, полностью изменившая облик области и благосостояния смолян.

Краеугольным камнем послевоенной промышленной революции на Смоленщине было создание филиала Московского энергетического института, подготовившего инженерную, научную и управленческую элиту нашего общества. Через несколько лет область превратилась в крупный, авторитетный научный и технологический центр России, имеющий развитую сети НИИ и КБ. Так нелогичный, не «как у всех в СССР» лоббизм, помноженный на прекрасное знание обстановки, владение и управление ситуацией в области, всего нескольких неравнодушных, азартных и любящих свой край великих смолян изменили ход развития нашей области, заложили фундаментальную основу экономики, которая работает и по сей день, несмотря на кризисы и потрясения страны.

Энергетика на долгие годы стала доминантой экономики области.Обратимся к динамике изменения электропотребления Смоленской, а также граничащих Брянской, Тверской и Калужской областей за 1992-2006 годы наивысшее потребление в Смоленской области 6700 млн. квт. ч зафиксировано в 1992 году. Затем резкий спад и стабилизация потребления к 2000году на уровне 3500 млн. квт. ч. В период спада на Смоленщине произошел крах целых отраслей промышленности: электронной, авиационной, металлургической, а также фактическая обстановка крупных предприятий приборостроения, машиностроения, свертывание НИИ И КБ.
Долги за электроэнергию превысили 1,5 млрд. рублей. Энергетика спасла от разорения большинство крупных предприятий области, прияв удар на себя.

В период правления администрацией Фатеева, Глушенкова, Прохорова не удалось создать и реализовать программы замещения выбывших производственных мощностей. Квалифицированные научные, инженерные и рабочие кадры, выброшенные на свободный рынок труда, выживали сами, осваивая азы малого бизнеса. Системный кризис экономики области 90-х годов не был преодолен и в 2000-2007гг. За эти годы в области не появилось ни одного нового крупного предприятия, а в 2007г. прекратила работу международная компания «Юкар-Графит» в г. Вязьма.
На выживших предприятиях относительно стабилизировалось производство, произошла их частичная реструктуризация и перепрофилирование. Успешно реализовались проекты по среднему бизнесу, финансирование ЕБРР. Сейчас основной новый вклад в развитие экономики вносит малый бизнес, подрастая уже до уровня среднего. Это те ученые, инженеры, рабочие, которые оказались не у дел, переучились, благо у нас быстро, по- рыночному развернулось доступное бизнес-образование, пионером которого был филиал МЭИ, породивший СИБИП.
Значительное количество современных торговых и сервисных предприятий, невиданные ранее пробки на дорогах, в которых стоят и дорогие иномарки и пожилые «копейки», наглядно демонстрирует кто и что является лидером экономики области, где наше основное поле роста.
В то же время можно констатировать, что того «Золотого» сплава науки, технологии и квалификации рабочей силы, не нашедшего себе применения, больше нет. Найти, например, толкового конструктора почти невозможно. Технические ВУЗы и в первую очередь СФ МЭИ потеряли связь как с современной фундаментальной и прикладной наукой, так и с конкурентоспособными на мировых рынках производствами. Исключение составляют ПО «Кристалл» и ОАО «Смоленскэнерго», которые еще пытаются укрепить базовые кафедры, модернизировать лабораторную базу. Но тут есть и другая проблема. Ожидание зарплаты выпускника базовых кафедр 12-15 тыс.рублей в месяц (спрос), а предложение, например, в ОАО «Смоленскэнерго» - 8-10 тыс.рублей. Частный малый и средний развивающийся бизнес платит больше! Туда и идут талантливые выпускники, многие с желанием при первой возможности создать свое дело.

Вернемся в большую энергетику. Сравнительная динамика электропотребления в 2000-2007 гг. показывает, что мы проигрываем областям-соседям, вероятно в инвестиционном климате и потенциале. Причем в условиях, когда фактически действуют на практике все три сценария «стратегии». И ничего по большому счету не дают, даже вместе. Отсюда вывод: стратегия опоры на три сценария ошибочна, неприемлема для условий и истории Смоленской области. Она полезна власти, так как никак ее не напрягает. Что бы ни произошло, оно получит «научное» объяснение в процессах, происходящих в России в целом. Только Смоленщина плавно окажется российским захолустьем, медвежьим углом, в котором останется несколько сотен тысяч жителей, скудные зарплаты и пенсии, да порушенная экология.
Но еще возможны и другие сценарии.
Итак, что же в принципе вызвало предыдущую промышленную революцию в послевоенной Смоленщине? Привнесение извне технического и технологического потенциала и интеллекта. Того, что воплотилось в проект СФ МЭИ. Надо признать, что мы фактически находимся в хронической стагнации, не преодолели системного кризиса, потеряли промышленный и сельскохозяйственный потенциал, а проценты роста вызывают «гордость», поскольку они зачастую от очень скромной базы. Нам далеко до уровня развития 80х-90х годов двадцатого века, конечно в натуральных показателях или в денежных единицах, но в сравнимых ценах. Индикатор электропотребления объективно это доказывает. Сама же электроэнергетика страдает больше всех. Она работает в непроектных режимах, большинство центров питания загружены едва на 30%, износ составляет 60-90%, велики потери, мала выручка, мала зарплата персонала, он стареет, а смены нет. За год мы присоединяем новых потребителей едва на 40 млн.руб., для сравнения в Белгородской области более чем на 2 млрд.руб. Не надо посыпать голову пеплом, после войны было еще хуже. Но выход нашли. Есть он и сейчас – четвертый сценарий.

В его основе два рыночных принципа.
Принцип первый. Надо «поливать» то поле, которое растет. У нас это малый и средний бизнес, постоянно подпитываемый выпускниками ВУЗов. Задача власти – создать условия, снять препоны, усмирить коррупцию, прекратить практику бесконечных проверок и наказаний.
Принцип второй. Нет ничего хуже, чем ждать и догонять. Если отстал, работай на опережение. И мы приходим к до боли знакомой идее привнесения извне, или выработки у себя, сверхсовременных прорывных знаний, изобретений, технологий. Необходим новый механизм передачи этих знаний бизнесу, а денег навстречу.
Необходима реинкарнация интеллекта и технологий в областном масштабе.
Это сценарий создания международного сетевого технопарка – в первую очередь на базе СФ МЭИ. Это первый полюс. Со свободной продажей инновационных площадок по конкурсу, с очень серьезными льготами и преференциями по налогам (так в похожем китайском проекте свободной экономической зоны Нанкин, суммарные налоги не превышают 4%).
С гарантированной безопасностью и качеством жизни на территории технопарка, для его персонала. Со стандартным для цивилизованного мира (мы уже вступим в ВТО) уровнем экономической свободы в реализации знаний бизнесом. Нам не обойтись без поддержки законодательной и исполнительной власти. Необходимо изменить несколько законов и принять новые. При этом придется признаться как нам плохо, и что это не последствия нашествия Наполеона и Гитлера, а последствия бездействия девяностых-двухтысячных годов. Я бы рискнул попросить не только помощи у родного государства, но и поддержку у крупного бизнеса, и у международного сообщества.
У нас есть то, чего нет ни у кого в России и в мире. У нас есть Гагарин, это мировой брэнд, при соответствующей работе общества и власти он может стать одним из мировых центров космологии, это второй полюс Смоленского Технопарка.
Четвертый сценарий должен быть принципиально «открытым». К сетевому технопарку могут присоединяться все ВУЗы Смоленщины, включая гуманитарные и военные.
Третьим полюсом Смоленского Технопарка должна стать свободная экономическая зона, в которой большим, средним и малым бизнесом подхватываются и реализуются в продукции и услугах знания, рожденные технопарком.
Прототипы подобных проектов в мире единичны, но они известны и открыты, можно поучиться. Необходимыми условиями успеха четвертого сценария являются:
- активная, наступательная позиция гражданского общества Смоленской области;
- компетентная и эффективная законотворческая деятельность Областной Думы и исполнительно власти;
- профессиональное продвижение (лоббирование) интересов области в Государственной Думе и Совете Федерации.
Давно пора приступить к разработке проекта Смоленского технопарка, его обсуждению в обществе и во власти, к поиску инвесторов и акционеров.
Михаил Хвостанцев