В Смоленске открылся международный "Фотопроект-2014"
В культурно-выставочном центре имени Тенишевых открылась международная фотовыставка, организованная региональным отделением Союза фотохудожников России.
- Мы начинали свой проект скромно: сначала думали пригласить наших друзей из Минска и Берндта Мюллера из Германии, но потом решили не ограничиваться этим кругом и пригласили фотографов из наших городов-побратимов в Болгарии, Сербии, других стран, - рассказал руководитель регионального отделения Союза фотохудожников РФ Игорь Чернов. - В конце концов, собралась такая очень интересная выставка людей с разными взглядами на фотографию. Особенно приятно было получить коллекцию работ фотоклуба из Крагуевеца: совершенно великолепные, оригинальные работы!
В общей сложности на выставке представлено 230 работ, объединенных их авторами в 36 художественных серий. География проекта широка: Белоруссия, Украина, Россия, Сербия, Германия, Болгария, плюс 17 смоленских фотохудожников - как известных, так и начинающих. У "Фотопроекта-2014" нет никакой концепции, никакой общей темы, и составить о нем какое-то общее впечатление невозможно. Это набор абсолютно разных работ, посвященных совершенно разным вещам, выполненных в разном настроении и различной технике. Выставку не назовешь классической, она не является новаторской, а тот факт, что среди фотографов затесалось еще и несколько художников, только подчеркивает ее эклектичность.
Особняком на выставке стоит проект "Метаморфозы", представленный шестью минскими фотохудожниками разных поколений (старейшей участнице Маргарите Трениной - 76 лет) и посвященный "благородным техникам ручной печати".
- Все работы, которые мы привезли, выполнены в различных ручных техниках, - рассказал минский фотохудожник Альберт Цеханович. - Это, например, гуммиарабик, известный с середины XIX века, но практически не используемый с 30-х годов прошлого века. Сейчас эта техника возрождена. То же касается также возникшей в XIX веке цианотипии - фотографии на акварельной бумаге, выполненной солями железа. Мои работы, представленные в Смоленске, выполнены в сравнительно новой технике "оловянный процесс", известной с конца XX века. Это свидетельствует о том, что ручные процессы не только возрождаются, но и развиваются.
Игорь Чернов неслучайно отметил фотоклуб из сербского города Крагуеваца, приславший в Смоленск работы пяти художников - пожалуй, именно это стоит считать главным достижением "Фотопроекта-2014". Фотоклуб, основанный сразу после Второй мировой войны, является одним из старейших в Сербии и носит почетный знак отличия Международной федерации фотоискусства (ФИАП). На общем фоне работы его членов выглядят по-настоящему оригинально, и остается только надеяться, что смоленские фотохудожники наладят продуктивное творческое сотрудничество с сербскими коллегами.