Александр Юданов строит корабль в подвале собственного дома
Александр Юданов, главный корабельный мастер и инструктор смоленского клуба «Викинг-Нево», строит в подвале собственного дома новое судно - катамаран «Смоленск». О процессе «рождения» катамарана, гандикапе и регатах корабел-самоучка рассказал корреспонденту «РП».
«Смоленск» под питерскими парусами
Катамаран «Смоленск» станет самым большим судном клуба «Викинг-Нево»: два корпуса с каютами вместят шесть человек экипажа. Длина корабля - шесть с половиной метров - выбрана с учетом верхних ограничений перевозки за легковым автомобилем. Паруса «Смоленска» из импортного материала дактрона приедут из Санкт-Петербурга. Александр Юданов строит «Смоленск» по технологии, которую применяет уже тридцать лет: корпус из тонкой фанеры проклеивается стеклотканью. Технология, кстати, экономичная: если бы корпус делали только из стеклоткани - по специальной матрице, то по цене это вышло бы как три таких корабля.
Заложили катамаран еще в феврале: по этому случаю был банкет. А спускать «Смоленск» на воду «Викинг-Нево» планирует в мае во время бардовского фестиваля на озере Баклановском, где обычно и презентует свои корабли. Но просто спустить судно на воду - это, оказывается, мало. Его еще нужно «выхаживать»: ставить паруса, отлаживать то, что нельзя просчитать, а можно узнать только на практике.
Цена вопроса
Предположительно строительство «Смоленска» обойдется где-то в 170 тысяч рублей. Самый дорогой компонент будущего судна - паруса с мачтой - будет стоить 72 тысячи рублей, корпуса катамарана - 60 тысяч. Для сравнения: шведский парусник подобного класса обойдется потенциальному покупателю в 30 - 40 тысяч евро.
И дом, и корабль - своими руками
Импровизированная верфь - подвал дома Александра Юданова. Здесь хозяином днем, а членами «Викинг-Нево» вечером и ведется строительство судна. Во дворе дома «припаркована» засыпанная снегом яхта.
«Дом, кстати, из-за кораблей появился, - говорит корабел. - Возводил я его сам, на деньги от продажи однокомнатной квартиры».
Первые паруса
Кораблики Александр Юданов строил еще в детстве, но по-настоящему для него все началось на втором курсе энергоинститута, когда купил журнал «Катера и яхты». Первый катамаран сделали с другом из фанеры и оклеили марлей. Парусную ткань придумали сами: два слоя обычной ткани и проклеенная утюгом клеенка. На этом судне ходили в Киев, потом - по Волге. Затем была надувная лодка, которую Александр Юданов оснастил парусом, довел практически до совершенства и выиграл на ней несколько соревнований. Так и затянуло: «Знаете, с чего начинался флот Петра I?
В Измайловском дворце он мальчишкой нашел шведский бот. Спросил, что это и чем он от русского отличается. Ему объяснили, что русский токмо по ветру может плыть, а шведский - и против ветра... Когда читаешь, что судно может идти против ветра быстрее ветра, хочется это проверить!
И это любопытство, как показывает практика, на всю жизнь».
Корабли нашей гавани
Сейчас у клуба «Викинг-Нево» четыре судна, «Смоленск» станет пятым. Первым был одноместный тримаран «Три в одном». Делал его Александр Юданов для регаты на Ладоге, а потом отдал в клуб. Изначально «Три в одном» был рассчитан на одного человека с вещами, поэтому на него посадили девушек - они полегче. Ольга Титова уже четвертый год ходит на этом тримаране, даже стала призером последней Ладожской регаты. Вообще, женщины в парусном спорте очень успешны. Быстро обучаются, часто занимают лидирующие позиции.
Еще два судна - «Викинг» и «Нево». Правда, «Нево» построили не столько для гонок, сколько для обучения. Он очень надежен, но тяжеловат для соревнований. А вот «Веселый» в гонках очень даже участвует, грузоподъемность его - 300 кг, что позволяет ходить на корабле втроем.
Строительство тримаранов Александр Юданов объясняет удобством их транспортировки. Но дело не только в этом: «Тримараны - это динамика, на них можно почувствовать ветер, есть крен, как на яхте. Кроме того, тримаран безопаснее: катамаран, который перевернулся, без посторонней помощи не вернуть в нормальное состояние, а на тримаране поплавки рассчитаны так, что корабль не перевернется вниз мачтой, только паруса лягут на воду. Если удастся оторвать парус от воды - можно дальше плыть».
Корабли клуба имеют гоночный балл 0,7. Это необходимо для гонок по гандикапу. При этой системе все корабли обмериваются, и им присваивается гоночный балл. Такой подход дает возможность соревноваться экипажам, а не кораблям.
Как вы лодку назовете, так она и поплывет
Первый тримаран Александр Юданов оставил без названия: «Но на регате пристали, как называется... А дело в том, что в центральный корпус судна вкладывались корма и поплавки - так для перевозки удобнее. Вот и получилось - «Три в одном». А теперь всё вокруг «три в одном», украли брэнд... Надо было патентовать».
Корабль «Веселый» получил свое название потому, что на нем... весело ходить.
По морям, по волнам...
Ближе к лету у Александра Юданова и его одноклубников начинается сезон регат. Первая - на песенном фестивале на Баклановском озере в конце мая. Здесь «Викинг-Нево» проводит свою собственную регату, в 2008 году ждут даже гостей из Москвы, если не помешают соревнования на Московском море.
Конец июня: первенство России - регата на Ладоге. Она проходит в течение трех-четырех дней, которые Александр Юданов вспоминает с особенным удовольствием: «Песок, сосны, камни, белые ночи, берега - чистый гранит. Погода на Ладоге непредсказуемая. Из-за холодной воды и каменных берегов быстро налетают ветра, погода может меняться по три раза за день. Регата каждый раз проходит по-разному, с новыми маршрутами: Валаам, острова...»
На июль намечен поход. На этот раз смоленские «викинги» планируют отправиться в Норвегию.
Август - Верхневолжская регата, проходящая в Конакове на так называемом Московском море, у Конаковской ГРЭС. Здесь собираются самые разные суда: крейсерские яхты, катамараны, тримараны... Как-то раз участвовал даже ял. Эта регата отличается очень высоким уровнем организации. Мало где еще можно увидеть почти часовой салют с баржи...
Завершают сезон, как правило, соревнования на озере Акатовское.
Но есть еще одна интересная регата - «Ёжик в тумане». «Мы ездим в Десногорск на День города, - рассказывает корабел. - Это уже в октябре, воздух холодный, но температура воды в водохранилище - плюс 20. Все в тумане, а мы в нем блуждаем, как ёжики...»
«Смоленск вроде сухопутный город, - продолжает Александр Юданов,- но кто мешает нам, как европейцам, погрузиться в машину с прицепом и за несколько часов оказаться где угодно. Волга, Ладога, Балтика, Белое море - столько мест замечательных... Мы молодежь хотим научить чему-то, дать им возможность посмотреть мир».
Юлия КЛИМАВИЧЮТЕ.