В Смоленске прошел фестиваль древних ремесел
Стук кузнецкого молота, мастер-класс по древнему смоленскому ткачеству и старинный славянский обряд прославления бога Рода. На территории музея-заповедника Гнездово после трехлетнего перерыва возродили крупный международный фестиваль фольклора и ремесел "Славянское братство".
На древесной коре - лик древнеславянского бога-отца Рода. Перед ним жрец проводит обряд славления - все действо - точь-в-точь, как у далеких предков.
Павел Кольцов, член клуба исторической реконструкции "Утро Сварога":
«Вообще, должность жреца, честно говоря, очень трудная, у тебя не может быть эмоций. Я вхожу в какое-то измененное состояние, я не отвлекаюсь. Идет, идет, из души. Ты даже не вспоминаешь строчку».
Небольшое пространство капища - в плотном кольце зрителей. Почти все они в обряде участвуют впервые, но с радостью следуют за реконструкторами. Расходясь, признаются: на душе стало легко. Неподалеку - еще одна площадка, погружающая гостей фестиваля в прошлое.
Ткацкий станок, над которым с песней "колдует" мастерица, сделан гнездовским умельцем по старинному образцу. Только заправлять его в областном центре не умел никто. Пока год назад в Смоленск из Санкт-Петерурга не приехала специалист по ткачеству Светлана Полковцева. Девушка специально ездила на учебу в Архангельск, чтобы вернуть на родину льна исконное ремесло. К слову, раньше ткачество больше удавалось мужчинам.
Светлана Полковцева, преподавательница ткачества в доме культуры Гнездово:
«Полотно, которое ткал мужчина, было плотнее, ровнее, потому что женщина не могла с такой силой прибивать, а еще постоянно отвлекалась на какие-то дела: на детей, уборку, готовку».
За день хороший ткач мог создать больше пяти метров полотна. А вот гвозди давались ремесленникам большей кровью - на заготовку металла для них у кузнеца, жившего в 9-10-м веке, уходило несколько дней.
Александр Харин, реконструктор (г. Вязьма):
«Железо ценилось тогда, потому что добывали очень сложно металл. И сам процесс рабочий очень физически сложный, долгий. Раньше поэтому старались использовать минимум металлических деталей, то есть, все старались делать без гвоздей. Отсюда, собственно, вся культура зодчества».
Помимо реконструкции походной гнездовской кузницы на фестивале можно было побывать на площадке стрельбы из лука, где смоляне испытывали себя в меткости стрельбы. Малыши с удовольствием лепили из глины посуду и гладили лошадь Грушу, всегда готовую их прокатить.
Андрей Королев, директор музея-заповедника "Гнездово":
«И экскурсии, и историческая таверна, и различного рода аттракционы, и ярмарка, да много чего».
Для тех же, кто не успел попасть на фестиваль, музей-заповедник Гнездово готовит еще более масштабный праздник фольклора и исторической реконструкции, который пройдет здесь первого и второго августа.
Вера Перельман