Смоляне чаще жалуются на ЖКХ
Население Ленинского района города Смоленска - чуть более ста тысяч человек. Часто ли они обращаются в надзорные органы, и что именно их волнует? Об этом корреспонденту «РП» рассказала заместитель прокурора Ленинского района по общему надзору Елена ПОНОМАРЕВА.
- Елена Александровна, часто ли жители Ленинского района пишут в районную прокуратуру?
- Численность обращений в прокуратуру Ленинского района по разным вопросам в среднем составляет 2,5-3 тысячи в год. Основные поводы, по которым обращаются граждане, - это защита трудовых прав (невыплата заработной платы, установление факта трудовых отношений), вопросы, касающиеся сферы ЖКХ, в частности, платы за жилищно-коммунальные услуги. Особенно много вопросов у людей возникает в связи с введением платы за капремонт и содержание многоквартирных домов управляющими компаниями.
- На какой из хозяйствующих субъектов чаще всего жалуются смоляне?
- На «Жилищник», потому что на управлении у этой организации находится основная часть старого жилого фонда Смоленска. Что касается взимания платы в Фонд капитального ремонта, то в основном у граждан возникали подозрения в ее законности. Хочу развеять сомнения: российским законодательством за собственниками закреплена обязательность платы за капремонт.
Также граждане часто обращаются по поводу правильности начисления платы за коммунальные услуги по общедомовым приборам учета. Самая большая проблема, которая обычно возникает в таких случаях, - это несвоевременность оплаты проживающими в многоквартирном доме гражданами тех или иных коммунальных услуг.
Кроме того, практически в любом многоквартирном доме одни жильцы устанавливают счетчики и платят по ним, а другие платят в соответствии с нормативами по количеству проживающих лиц. В результате в каждом конкретном случае может образоваться большая задолженность. В таких случаях все-таки необходимо проверять правильность начислений. Этим занимается Государственная жилищная инспекция Смоленской области. Были случаи, когда мы в ходе совместных проверок выявляли факты неправомерного начисления, когда общедомовые приборы учета не прошли поверку или являлись неисправными. Это приводило к тому, что людям плата за услугу начислялась не по счетчику, а по нормативам потребления, то есть в несколько раз выше. В таких случаях прокуратура вносила акты реагирования, жильцам делали перерасчеты.
- Бывает ли так, что, наоборот, управляющие компании жалуются на недобросовестных жильцов?
- На моей памяти такого не было. Поскольку любой хозяйствующий субъект имеет в штате юриста, который занимается в основном тем, что взыскивает задолженность по содержанию либо иным коммунальным платежам.
- Одна из самых острых проблем отопительного сезона 2015/16 года, с которой в прокуратуру региона обратились даже депутаты Смоленского городского Совета, - это многочисленные порывы на магистральных теплосетях ПАО «Квадра». На какой стадии находятся разбирательства по этому вопросу сейчас?
- Существует четкое распределение обязанностей между прокуратурами районов, и этот вопрос курирует прокуратура Заднепровского района. Но поскольку порывы были в том числе и на территории Ленинского района, прокуратура Ленинского района владеет ситуацией. ПАО «Квадра» - «Генерирующая компания» дважды привлекалась к административной ответственности; в Центральном районном суде г. Тулы рассматривается иск прокуратуры Заднепровского района о понуждении проведения ремонтных работ теплосетей на территории Ленинского района, в том числе по улице Николаева, Краснинскому шоссе - там, где было наибольшее количество порывов прошедшей зимой.
- Елена Александровна, не могли бы вы разъяснить, по каким поводам в принципе стоит обращаться в прокуратуру, а по каким - в другие инстанции?
- В прокуратуру люди обращаются по совершенно разным поводам. Более того, человек вправе обратиться в органы прокуратуры с любым вопросом, и мы рассмотрим его заявление либо направим в учреждение, к компетенции которого относится решение вопросов, указанных в обращении.
В то же время гражданам необходимо знать о существовании специальных госорганов, которые занимаются теми или иными вопросами. Так, Государственная жилищная инспекция занимается жилищным контролем: к их компетенции относятся проверка использования общего имущества, проведение общих собраний, правильность начисления платы за коммунальные услуги, подключение к общедомовым сетям посторонних объектов. В некоторых случаях мы проводим совместные проверки на местах. Как правило, в ходе таких проверок нарушения выявляются и устраняются.
- Сейчас смоляне страдают от «пыльных бурь» - песка, который пока не убран после зимы. можно ли пожаловаться на это в прокуратуру?
- Да. В некоторых случаях мы принимаем меры прокурорского реагирования: предъявляем иск в суд или выносим представление в адрес администрации города Смоленска, которая организует работу соответствующих служб по уборке города. Как зимой муниципалитет должен следить за наледью, вывозом мусора, так и весной - за тем, чтобы песок своевременно убрали с городских улиц.
- Если продолжать коммунальную тему, то хочу заострить внимание на большом количестве жалоб наших читателей по поводу работы лифтов. Причем нередко дом и лифт - новые. Поступают ли аналогичные обращения в прокуратуру?
- Поступают. При проведении проверок прокуратурой привлекаются специалисты Государственной жилищной инспекции Смоленской области, поскольку лифт – это общее имущество собственников; также привлекаются сотрудники Ростехнадзора.
В 2016 году в ходе таких проверок прокуратурой района были выявлены нарушения в связи с ненадлежащим содержанием лифтов в многоквартирных домах, по результатам которых четырем управляющим организациям внесены представления.
- Расскажите, пожалуйста, как осуществляется прокурорский надзор в сфере защиты прав несовершеннолетних?
- Материалов по поводу исполнения родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних поступает много. Как показывает опыт участия в комиссии по делам несовершеннолетних, в различных выездных заседаниях, существует определенный процент родителей, которые искренне убеждены, что воспитанием детей должно заниматься образовательное учреждение. И если уж ребенок попал на учет в комиссию по делам несовершеннолетних, то виноваты окружающие, и исправлением ситуации должны заниматься школа, инспектор ПДН и другие учреждения - словом, кто угодно, только не семья.
В действительности же все идет из семьи. Отмечу, что в нашем городе действует большое количество организаций, которые помогают таким семьям: это «Смоленские дворы», различные центры психологической поддержки, управление опеки и попечительства, образовательные учреждения, которые посещают дети. Практически в каждой школе есть социальные педагоги.
А неисполнение родительских обязанностей влечет административную (и даже уголовную) ответственность. Кроме того, существует и такая мера, как лишение родительских прав. Несмотря на то что это все-таки крайний случай, в 2015 году районным судом было вынесено 18 судебных решений о лишении родительских прав, в 1-м квартале 2016 года - 4 решения и еще 15 дел находятся на рассмотрении.
- Уже несколько лет смолян буквально «терроризируют» различные салоны, предлагая по телефону медицинские и косметологические (и не только) услуги. Были ли обращения в прокуратуру по этому поводу и если да, то чем они закончились?
- Да, такие обращения поступают. Сотрудники салонов звонят на домашние телефоны, предлагают первоначально бесплатные процедуры либо обследования. Однако на момент обращения в прокуратуру граждане уже заключают с такими салонами договоры на оказание услуг, да еще с условиями оформления кредитов. Эти вопросы регулируются законодательством о защите прав потребителей, поэтому заявления направляются для рассмотрения в управление Роспотребнадзора по Смоленской области. Если в заявлении усматриваются признаки мошенничества, то проверки проводятся и сотрудниками полиции.
Однако гражданам надо помнить о том, что прежде чем подписывать какой-либо документ, его следует тщательно изучить и подумать, стоит ли обращаться к услугам подобного салона.
- Также хотелось бы спросить о другой большой проблеме нашего города - о бездомных животных...
- В настоящее время в законодательство внесены изменения, согласно которым мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта. Но при этом отсутствует нормативный акт, разрешающий органам местного самоуправления самостоятельно решать данный вопрос.
Однако так как проблема актуальна многие годы, по предложению прокуратуры района городской администрацией в администрацию региона подготовлено обращение с просьбой определить уполномоченный орган по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Вместе с тем решением Промышленного районного суда г. Смоленска еще в 2008 году на администрацию Смоленска была возложена обязанность по строительству пункта временного содержания безнадзорных животных с карантином-изолятором для временного содержания. Однако до настоящего времени решение не исполнено.