Смоленское Лукоморье. Про сычевский клад и деревья всероссийского значения

Зимним утром 2012 года смолянка Татьяна Кочанова села за компьютер и создала в социальной сети страничку, посвященную усадьбе Дугино. Все свое детство Татьяна Васильевна провела в деревне под Сычевкой, где витал дух дворянского времени. И не раз возвращалась туда мыслями и душой.
- Сначала я просто собрала в виртуальном альбоме старые фотографии, - вспоминает Татьяна Васильевна. - И не верила, что это будет востребовано. Но ко мне потянулись люди, неравнодушные к истории усадьбы… Все вместе мы и создали общественную организацию «Возрождение Дугино». А дальше было как в Библии: «Ищите и найдете, стучите и отворят вам, просите и дано будет». Без копейки денег инициативной группе удалось то, что не могли сделать чиновники за многие годы: парк получил природоохранный статус – ботанический памятник природы регионального значения, 135-летний клен сахаристый и 149-летний тополь канадский официально стали «деревьями - памятниками живой природы», в парке начали проводить субботники, в Интернете появился сайт www.dugino-smol.umi.ru...
А еще энтузиасты привлекли в Дугино ученых! Писали письма в СмолГУ, Смоленскую сельскохозяйственную академию, Институт леса НАН Беларуси, МГИМО, «Тимирязевку»… Первыми откликнулись специалисты Московского государственного университета леса. Ученые приехали сами и студентов привезли - писать дипломные работы.
- Только за один день мы нашли больше 70 различных видов деревьев и кустарников, - рассказала корреспонденту «РП» старший преподаватель кафедры селекции, генетики и дендрологии МГУ леса Татьяна Махрова. - Причем часть из них естественным образом не произрастает в нашей природной зоне. Их привезли и посадили в Дугино в XIX веке. Например, редкие виды боярышника. Их можно встретить только в ботанических садах или в специализированных дендрологических парках. А еще здесь есть бальзамический тополь родом из Северной Америки и лавролистный – из Сибири. Эти деревья очень редко используются в парковой культуре, зато в Дугино они в прекрасном состоянии! Из красиво цветущих кустарников отмечу жимолость татарскую - это европейский вид, но не наших лесов, бузину черную и калину гордовину, которая вообще-то растет в Крыму и на Кавказе. Прекрасно себя чувствует и дальневосточный вид рябинника рябинолистного. Он в таком хорошем состоянии, что образует огромные заросли, а это вообще не характерно для средней полосы…
В апреле свое выездное заседание провела в Дугино региональная Общественная палата. Жаркие дискуссии разгорелись на целый день!
- Конечно, большая часть парка пострадала в советское время. Но отвечать-то за его исчезновение придется нам! – горячо говорила директор Сычевского краеведческого музея Елена Советникова.
- Когда объект принадлежит всем и никому, то это очень сложно, - подытоживал глава Сычевского района Евгений Орлов.
- Смоленщина занимала почетное третье место по количеству усадеб после Москвы и Петербурга, - рассказывала сотрудник ОГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Смоленской области» Наталья Ксалова. - В имении Дугино бывал Денис Фонвизин, а поработать с библиотекой приезжал сам Булгаков! Парк – это вообще отдельная история. Здесь до сих пор растет тополь канадский, восемь метров в обхвате. На всю Россию он такой в единственном экземпляре. Мы рассказываем об этом в школах и везде - везде! – нас спрашивают, как добраться в уникальный парк Дугино!
В поисках сокровищ
С Анной Лебедевой - студенткой исторического факультета СмолГУ, а по совместительству местной жительницей, - мы встречаемся в центральном парке Сычевки. Этой весной с работой «Усадьба Дугино Смоленской губернии: история и современность» она победила в конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России». Анна «болеет» темой Дугино с детства. Еще в школе проводила для одноклассников и младших классов экскурсии по старой графской усадьбе. Но старт прогулки берет именно здесь, в городском парке. Ведь его украшают мраморные львы, изготовленные венецианскими мастерами. Один надменный, другой - рычащий.
«Звери» когда-то «охраняли» въезд в усадьбу Паниных, но потом, при советской власти, переехали в райцентр. Малыши любят забираться на них, а подростки – мазать зеленкой львиные носы.
- Дети, конечно, больше всего про клад любят слушать, - говорит мне Анна. - Ты бы видела, как у них глаза горят!
Дочь графа Панина вышла замуж за князя Мещерского. А он был внуком известного писателя, историка, автора «Истории государства Российского» Николая Карамзина. Так в Дугино оказались его богатейший архив и уникальная библиотека. Книги были настолько потрясающими, что поработать с ними приезжали Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
- После революции большую часть библиотеки отправили в Сычевку, - уверенно говорит Анна. - Коллекцию выгрузили в подвалы, старые книги раздирали на части, жгли в печах и махорочных закрутках. 286 фолиантов были вывезены в библиотеку Московского университета. Куда подевались остальные - боюсь, нам уже не узнать. Недавно в областном архиве обнаружила любопытный факт. Оказывается, старинные шкафы, в которых хранились фолианты, были переданы после революции в нынешний Смоленский государственный университет. Правда, найти акт приемки так и не удалось…
Райская жизнь бабы Раи
На мой взгляд, один из самых ценных «экспонатов» в Дугино - это баба Рая. Если официально: Раиса Федоровна Лисикова, жительница старинного дома прислуги в усадьбе. На ней, можно сказать, и держится этот памятник архитектуры.
- Надо скоро уходить отсюда, а то когда-нибудь задавит, - вздыхает она. - Я этот князевский дом берегу как память. Флигель-то почти весь разобрали… А мне жалко, у меня тут огород. И на каждом кирпиче написано «К.М.» - «Князь Мещерский», значит.
- Говорят, что уже сто лет тут ищут клад. Вы в курсе?
- А как же! И клад есть, и библиотека князевская под землей зарыта… Никто, правда, ее найти не может… Помню, в школу ходили, натыкались на какое-то железо из подземного хода. Их было несколько - один шел по парку, второй вел от дворца к загону…
- А привидения тут есть?
- Нет, пока не встречала.
- Для обывателей дугинский парк – это обычные деревья, а для вас они составляют научный интерес…
- Понимаете, ландшафтная архитектура - это искусство организации пространства. Любому специалисту в Дугино хорошо видно, как и где люди располагали дома, в какой последовательности сажали деревья… Даже спустя сто лет, несмотря на то что в советский период многое было безжалостно уничтожено и заросло подлеском, все легко считывается! Это называется культура русского паркостроения. Я была в Италии, смотрела, как устроено ландшафтное пространство вокруг каждого дома. Сделала для себя вывод: большинство итальянцев – врожденные ландшафтные архитекторы. Потому что они друг с другом соревнуются.
- А у нас?
- Для русских характерно посмотреть, что у соседа и… сделать точно так же! Это копирование. А у итальянцев по-другому: «То, что есть у соседа, не нужно мне! Надо переплюнуть его!» Конечно, во многом это ментальная особенность.
За четыре поколения мы потеряли чувство земли. А у нас была очень высокая культура! И когда студенты и специалисты выступают на конференциях с докладами об усадебном паркостроении, иностранцы слушают во все уши! А китайцы фотоаппаратами щелкают!
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Делегацию МГУ леса возглавила доцент, кандидат сельскохозяйственных наук кафедры ландшафтной архитектуры и садовопаркового строительства Валентина Леонова. Мы задали ей всего семь вопросов, чтобы выяснить, насколько уникален графский парк и сколько лет ему осталось.
- Валентина Алексеевна, вы детально изучали Дугино. Сколько процентов усадебного парка дошло до наших дней?
- Настолько глубоко мы пока его не исследовали. На этот вопрос ответим к концу сезона.
- В оранжереях графского парка росли пальмы, тропические лианы, экзотические растения. Урожай персиков и винограда отмечали на престижной Петербургской выставке. А дугинские розы в Париже и вовсе получили золотую медаль! В чем секрет, почему здесь все так хорошо приживалось?
- Все очень просто: рельеф и река Вазуза создают особые микроклиматические условия… Во-первых, наши предки очень хорошо знали природу. Они буквально считывали ее! Во-вторых, русское паркостроение строится на православии - на восприятии божественной природы, в которую человек вписывал свое культурное пространство. Это вам не запад, где осваивают природу и переделывают ее под себя. Поэтому наши предки приходили на место, «считывали» его ландшафт, анализировали, куда смотрят склоны… Если вы окажетесь в Дугино и пойдете на ту поляну, где располагались оранжереи, то сразу почувствуете, что там тепло. С точки зрения географии это легко можно объяснить микроклиматом. А наши предки это все чувствовали! Но, увы, сейчас мы слишком оторваны от матушки-земли…
В Смоленской области до Дугино я не работала… Зато была в Костромской. Там, в основном, жили мелкопоместные дворяне. И каждый хозяин «выжимал» из ландшафта максимум красоты, которая каким-то волшебным образом переходила в естественную природу. А в Дугино хозяйничал граф Панин - у этого человека, безусловно, были другие финансовые возможности. Один искусственно высаженный лес чего стоит! Это говорит и о размахе его видения, и о больших деньгах…
- Какой шанс у нас, потомков, сохранить то, что осталось?
- Шанс всегда есть. Половина регулярного парка точно «читается». Что осталось от ландшафтного, пока сказать трудно. Вопрос в другом. Как доказать всем, что Дугино – это красиво? Что это культура, а значит, это и мы с вами? Да, есть десяток специалистов и любителей, которые понимают ценность Дугинского парка, но большинству-то все без разницы… Если мы не сохраним это удивительное пространство, то через 20-30 лет, когда могут упасть все старые деревья, восстановить парк будет невозможно. Деревья же умирают в преклонном возрасте.
- Как люди?
- Конечно! У них, как у нас - детство, юность, зрелость… У деревьев более длительный жизненный цикл, но и он заканчивается. Основа всех усадебных парков - липа. А она живет 200-220 лет. Поэтому уникальные деревья Дугино уже находятся в критическом возрасте. И если в ближайшее время мы ничего не сделаем, то наша усадебная культура канет в Лету.
- Это общая картина по России?
- К сожалению, да. Мы в большинстве своем те самые иваны, не помнящие родства.
Хотите внести свою лепту в сохранение графского парка? Общественная организация «Возрождение Дугино» приглашает добровольцев на летний сезон 2016 года. Парку нужны люди, которые будут его убирать от сухих поваленных деревьев, засохших веток и кустарников. Поездка пройдет с 17 по 25 июня. Но приехать можно даже на день! Если вы хотите стать волонтером, напишите письмо по электронному адресу dugino2012@mail.ru или позвоните по телефону 8-910-712-71-68.