Смолянка не догнала свои 30 тысяч, отправленные мошеннику
Жительница Смоленска за считанные минуты лишилась 34 тысяч рублей, попав на удочку мошенника. Спохватившись, она вместе с мужем направилась в банк и полицию, чтобы привлечь к ответственности мошенников. Отказное постановление за подписью дознавателя УМВД России по Смоленской области в пору считать классикой бюрократии. Лейтенант полиции указал, кому и на какой счет были переведены средства, однако двумя строчками ниже добавил: "установить лицо, на чей счет были перечислены денежные средства не представляется возможным". Это и стало поводом для отказа в возбуждении уголовного дела. В результате обманутая гражданка так и не смогла отстоять свои законные права. В редакцию «Смоленской народной газеты» обратилась смолянка, ставшая жертвой афериста. В декабре 2105 года ей на телефон пришло сообщение об имеющейся задолженности перед «Ростелекомом» и списании средств с карты. Она перезвонила по указанному в СМС номеру.
На другом конце провода мужской голос, представившийся сотрудником банка, пояснил: «У вас задолженность 5900 рублей». Удивленная женщина ответила, что такого не может быть, после чего ей сообщили, мол, ошиблись, диктуйте номер карты и только так сможете избежать перевода средств! Женщина продиктовала запрошенные мошенником данные, однако вскоре почувствовала неладное и перезвонила таинственному абоненту. Но номер уже был недоступен. Осознав последствия, женщина и ее супруг поспешили в отделение Сбербанка, расположенное рядом с домом. Рассказывает муж потерпевшей: «Они очень долго блокировали карту. Потом сказали, что не могут вернуть деньги, пока полиция не проведет расследование. У нас была заведена сберкнижка, на нее жена получала деньги. Как-то раз в банке ей сказали – заведите карту. А зачем эта карта, если человек рядом с банком живет? Я считаю, что жену принудили ее оформить!». Можно ли вернуть деньги за ошибочный платеж? С этим вопросом мы обратились за комментарием в пресс-службу ОАО Сбербанк России. Вот, что нам ответили: «В данной ситуации банк не имеет законных оснований для списания средств со счёта держателя карты – статьёй 854 ГК РФ жестко предусмотрено, что списание средств со счёта возможно по поручению клиента, либо по решению суда, либо в иных предусмотренных законом и договором случаях (например, арест со стороны судебных приставов). Кроме того, банк не может давать правовую оценку действиям клиента и получателя средств в случае прямого денежного перевода. Принять решение, был ли перевод выполнен клиентом под принуждением или другим внешним воздействием и является ли его получатель мошенником, могут только правоохранительные органы и суд. Также в рамках суда определяется уровень ответственности получателя средств и порядок возмещения утраченных средств». В тот же день после посещения банка супруги обратились в полицию. Сотрудники правоохранительных органов смогли установить личность мошенника. Им оказался житель Курганской области. Но в возбуждении уголовного дела отказали! Казалось бы, злоумышленник найден и должен понести наказание за свои действия. В Постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела сообщалось: «Установить лицо, на чей счет были перечислены денежные средства не представилось возможным», хотя несколькими строчками выше фигурирует имя и фамилия предполагаемого мошенника, держателя счета, на который ушли деньги Хохловых. «Мы намерены подавать на банк в суд. Если полиция не хочет разбираться, будем делать это сами. Знакомый юрист сказал, что деньги вернуть реально, но процесс долгий, не менее полугода. Мне непонятно, почему нам отказали в возбуждении уголовного дела, если нашли хозяина карты. И почему они не знают, куда дальше ушли деньги? Мне это напоминает формальную отписку, а из-за отсутствия уголовного дела процесс затянется!», - пожаловался г-н Хохлов.
"Смоленская народная газета" обратилась за прояснением ситуации в пресс-службу УМВД по Смоленской области. Как только ответ будет получен - мы ознакомим с ним наших читателей. Юлия РОМАНЁНОК