Смоленские кафе — что пишут в книге отзывов и предложений
Сразу станет ясно, какое блюдо лучше не заказывать, какая официантка может вам нахамить, а кто из обслуживающего персонала пользуется популярностью среди посетителей. Да и стоит ли вообще ходить в это заведение.
Книга судеб
Как-то на обеденном перерыве я и моя коллега решили сходить перекусить в одно кафе. По словам наших знакомых, это заведение недорогое, уютное, да и находится неподалеку. Одним словом, как раз то, что нам было нужно. Тем более времени было как всегда в обрез. Поэтому мы попросили официанта принести наш заказ побыстрее. Элегантный мужчина вежливо кивнул головой и заверил нас, что «все будет сделано, как вам угодно». Действительно, фруктовый сок и газировку официант принес сразу же. Но вот остальных блюд нам пришлось дожидаться по меньшей мере часа полтора. Причем приносили их с периодичностью в двадцать минут. И когда ты успевал съесть, скажем, солянку, тебе приходилось ждать салата еще минут десять. То ли у поваров в заведении не хватало продуктов, то ли они просто забыли про наш заказ... В итоге уровень нашей злости и недовольства стал зашкаливать, а потраченного времени и денег было жалко. И мы попросили книгу жалоб и предложений.
Оказывается, заведением были недовольны не только мы одни, но и немало прежних посетителей кафе. «Убедительная просьба — проследите за гигиеной своих сотрудников» или «После отказа от пиццы из кухни доносился мат поваров. Просьба к начальству — разобраться» - такие и подобные по настроению записи встречались практически через каждую страницу в графе «Жалобы».
Тогда у нас появилась идея проверить еще несколько смоленских кафе — что пишут у них в книге отзывов и предложений.
Любовь по переписке
Это было сложным заданием. Нам пришлось выпить чашек пять кофе и столько же чая, что бы обойти все самые посещаемые заведения в центре города. Как ни странно, но добиться, чтобы вам принесли жалобную книгу, в некоторых заведениях было сложнее, чем дозвониться до Кремля.
- А вы что-то писать там будете или просто хотите посмотреть? - ехидно спросил менеджер одного из стейк-кафе.
- Для начал посмотрим, - удивленно ответил я, не понимая, почему мне задают такие вопросы.
- Тогда мы вам ее не дадим, - стояла на своем молодая девушка.
- Почему?
- Нам начальство запретило давать просто так книгу жалоб и предложений, - попыталась объяснить менеджер кафе, видимо, чувствуя какой-то подвох в нашей просьбе.
- Хорошо. Тогда мы вам точно что-нибудь напишем, - уверил я осторожного сотрудника.
Минут через пятнадцать нам принесли заветную жалобную книгу.
- Подождите, нужно спросить разрешения у администратора, - заявила девушка.
Администратор тоже долго выпытывал, зачем посетителям нужна книга отзывов и предложений, но, наконец, через полчаса мы добились заветной зеленой тетрадки.
Оказалось, что книга для посетителей может служить не только для того, чтобы там писать жалобы или хвалебные отзывы, но и средством переписки.
Например, некоторые посетители на страницах признаются в любви официанткам, другие, наоборот, сожалеют, что теперь не работает в кафе их любимая кассирша.
Оценив блюдо, смоляне признаются в любви официанткам. Через жалобную книгу.
Фото: liveinternet.ru «Официантке Оксане: я тебя люблю, ты очень красивая и обаятельная» - вот такая лаконичная и по-детски наивная запись была почему-то оставлена в графе «Предложения». Видимо, посетитель ожидал от официантки Оксаны ответа в такой же письменной форме. Но ответа, увы, мы не нашли. Зато нашли другую, не менее интересную запись. «Как жалко, что у вас не работает больше кассир Вика. Она мне так нравилась». Трогательная запись, не правда ли?
На этом список забавных записей не закончился. В другом кафе мы также попросили чашечку чая и кофе и, конечно, книгу жалоб и предложений и посмотрели, что пишут у них клиенты. Кстати, здесь книгу принесли сразу же, без глупых вопросов и необоснованных возмущений.
Рецепты в граффити
Вот, например, одна женщина вместо того, чтобы возмущаться по поводу некачественно приготовленной еды, решила, наоборот, помочь поварам заведения. «Котлеты по-киевски надо готовить совсем по-другому» - гласила запись. Далее следовал рецепт гарнира с точным количеством ингредиентов.
Некоторые посетители предпочитают не писать в книге, а рисовать. Большими «дутыми» буквами на всю страницу кто-то написал «Respekt!». Сразу видно - рисунок оставил молодой творческий человек, увлекающийся граффити. Такой в Смоленске оказался не один. Многие оставляют свое искусство в книге отзывов в виде рисунков и стихов. Причем абсолютно не относящихся к кафе.
Между прочим, в одном заведении фанаты порадовались за победу «Зенита» на кубке UEFA, причем на несколько страниц сразу!
- С одной стороны, мы не можем отказать посетителям и не принести книгу, - говорит Алена, официантка в одном из кафе. - А с другой, надоело то, что люди используют ее как тетрадку для рисования. Поэтому мы стараемся не давать книгу пьяным или слишком буйным посетителям, хотя это и противозаконно.
Узнайте ответ через 5 дней
Многие недовольные посетители оставляют свои контактные телефоны или адреса, видимо, в надежде получить ответ на свое заявление. Но далеко не во всех заведениях эти книги проверяют администраторы и уж тем более, отвечают на жалобы.
- А зачем? - продолжает официантка Алена. - В принципе, никакого наказания за не ответ нам не грозит. Ну, пожурят хозяина в случае чего, а к административной ответственности не привлекут. Все зависит от хозяина: добросовестный действительно примет во внимание замечания, а другой просто ради галочки заведет эту книгу, просто потому, что положено, и забудет.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Какую юридическую силу имеет книга отзывов и предложений?
- По закону о защите прав потребителей, книга отзывов и предложений должна выдаваться клиенту по первой просьбе, - говорит начальник отдела по защите прав потребителей Валентина Медведева. - Конечно, бывают ситуации, когда администратор не хочет давать книгу пьяному посетителю или если знает, что там напишут не жалобу, а признание в любви. В течение пяти дней администратор заведения обязан ознакомить посетителя с ответом, конечно, в том случае, если тот оставил свой адрес или контактный телефон. Если книгу отказываются выдавать на руки или ее вообще нет в заведении, законодательством предусмотрена административная ответственность. Если вы считаете, что жалоба в книге отзывов и предложений не даст нужного эффекта, обратитесь в органы надзора: Роспотребнадзор или в отдел по защите прав потребителей по телефону (4812) 38-16-76.