Власти должны регулярно проверять состояние остановок общественного транспорта - призывает ОНФ
В рабочую группу Центрального штаба ОНФ «Качество повседневной жизни» поступает большое количество жалоб от граждан на плохое состояние остановок общественного транспорта. Люди жалуются на отсутствие урн для мусора, скамеек и даже крытых павильонов. Все это, по словам экспертов, не соответствует техническим требованиям, предъявляемым к остановочным пунктам. В этой связи ОНФ призывает надзорные органы регулярно проверять состояние остановок общественного транспорта и рекомендует актуализировать технические требования к ним. Жалобы граждан на состояние остановок общественного транспорта поступают из Московской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Нижегородской, Тюменской областей, Краснодарского и Приморского краев, Республики Дагестан, Республики Крым и других регионов России. Пассажиры жалуются на отсутствие урн для мусора и скамеек, разбитые стекла павильонов. В особенно плохом состоянии находятся остановки общественного транспорта на федеральных трассах вне населенных пунктов, где зачастую отсутствуют или протекают крытые павильоны для пассажиров. Кроме того, павильоны, не обработанные антивандальным покрытием, регулярно обклеиваются объявлениями. Эксперты отмечают, что все это противоречит нормативам и контроль за состоянием остановок должны осуществлять соответствующие органы муниципальной власти и прокуратура. Специалисты-транспортники должны регулярно совершать выезды по санитарно-техническому обслуживанию остановок общественного транспорта и проводить необходимые ремонтные работы. Как отмечают эксперты, стоимость установки павильона общественного транспорта, включая доставку и монтаж, в среднем может достигать несколько сот тысяч рублей. Для того чтобы сократить бюджетные расходы, муниципальные власти могут привлечь инвесторов или подрядные организации и после этого провести аукцион, по итогам которого для остановочного павильона будет выбран рекламный оператор. В ОНФ также напомнили, что в соответствии с общими техническими требованиями, предъявляемыми к остановкам, ее элементы не должны быть использованы для размещения рекламы. Кроме того, запрещается в непосредственной близости от автобусной остановки размещать наружную рекламу, которая может ограничивать видимость водителям, приближающимся к остановке, и пешеходам, находящимся на остановке. На практике данное правило не соблюдается в большинстве городов, т.к. на автобусных остановках размещается реклама, согласованная с местными властями. При этом, согласно закону о рекламе, наружную рекламу на остановках устанавливает непосредственно владелец рекламной конструкции, и получается, что закон не запрещает рекламу на остановках общественного транспорта. Подобные положения зафиксированы и в нормативно-правовых актах регионов. Так, например, в соответствующем постановлении правительства Москвы рекламными конструкциями признаются щиты, стенды и иные технические объекты, установленные в том числе на остановочных пунктах наземного городского транспорта общего пользования. «Таким образом, мы сталкиваемся с правовой коллизией. Технические требования по размещению рекламы на автобусных остановках противоречат нормативно-правовым актам. Нормы закона имеют большую юридическую силу, чем правовые нормы отраслевого стандарта, и последние применяться на практике не могут. В этой связи мы считаем необходимым актуализировать стандарт «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» с учетом федерального закона «О рекламе», предусмотрев возможность размещения согласованной рекламы на остановках. Это, несомненно, поможет снизить издержки муниципалитетов на установку и содержание остановок общественного транспорта», – отметила сопредседатель регионального штаба ОНФ в Башкортостане, адвокат Октябрьского спецфилиала Башкирской республиканской коллегии адвокатов Надежда Крылова. Поскольку многие остановки содержатся в ненадлежащем состоянии и не соответствуют нормативным техническим требованиям, ОНФ призывает надзорные органы регулярно проводить проверки состояния остановок общественного транспорта. Кроме того, эксперты рекомендуют ответственным лицам не использовать автобусные остановки исключительно в качестве объекта для размещения рекламы, а дополнительно размещать там, например, информацию о маршрутах общественного транспорта. Это позволит людям более эффективно планировать свою поездку и, в частности, не отвлекать водителей от выполнения своих функций.