«Наши люди в булочную на такси не ездят!»
О личном и общественном транспорте в Смоленске 1950 - 1960-х годов.
Разглядывая старые, середины ХХ века, фотографии нашего города, мы обычно первым делом обращаем внимание на почти полное отсутствие машин. Даже на изображениях центральных улиц один-два автомобиля вписаны в пейзаж, и все. Да что там, еще совсем недавно - 20 - 30 лет назад - смоляне легко обходились без светофоров и переходили дорогу в неположенном месте… Люди моего поколения помнят, как это менялось.
Мое детство пришлось на 1950-е годы, и я еще застала гужевой транспорт на улицах нашего города. В середине ХХ века лошадь с телегой не была редкостью, например, на ул. Ленина, в ее центральной части, рядом с садом Блонье.
В ту пору эта прекрасная улица, одна из красивейших в Смоленске, еще не являлась пешеходной, однако машины не докучали прохожим - их было мало. И очень часто среди них спокойно двигалась запряженная в телегу лошадь. Помню, в детстве я удивлялась, что эти животные не пугаются автомобилей. В телеге перевозили груз: доски, какие-нибудь мешки
На той окраинной улице возле Днепра, где я подолгу жила летом у бабушки, машины и вовсе редко проезжали, даже реже, чем лошадь с телегой. Улочка эта – приднепровская часть Б. Краснофлотской, за мебельной фабрикой застраивалась в первые послевоенные годы на участках, выделенных, по всей вероятности, прямо на лугу. Ее узенькое пространство помню поросшим травой-муравой, преимущественно лечебной аптечной ромашкой да спорышем. Две колеи с примятыми лечебными цветочками обозначались четко посреди улицы: машины все же там появлялись, оставляли след
В основном это были грузовики, которые привозили стройматериалы (деревянные домишки и времянки послевоенной поры постоянно перестраивались, обновлялись хозяевами) или дрова.
Во всех домиках отопление было печное - обычно «голландка», много реже - «русская» (последняя требовала больше места), и дрова привозили часто. В ненастную пору случалось, что грузовики застревали прямо посреди улицы, в грязи, и местные мужики, если были дома, выходили подсобить-подтолкнуть Летом в хорошую погоду мы, дети, обычно прыгали вокруг привезшей соседям дрова машины и просили нас прокатить.
Нередко наши просьбы оказывались успешными. Нас подсаживали в кузов и везли «до магазина» - то есть вывозили на «главную» Б. Краснофлотскую. Там и сейчас расположен магазин, напротив мебельной фабрики. А назад мы шли пешком, очень довольные и счастливые.
Автомобилей в пору моего детства было мало, и существовали они и в виде трех марок: «Волга», «Победа» и «Москвич». Конечно, семья, владеющая авто, - это был верх благоденствия, да я что-то таких в 1950-е годы и не припомню.
В 1960-е же произошел прорыв. Тогда, после ХХ съезда, многое в нашей жизни менялось. Появление личного транспорта у населения - конечно, лишь у очень, очень малой части наиболее продвинутых и деловых - произошло тогда почти одновременно с расселением коммуналок. Стали выпускать больше «Москвичей», а потом появилась и новая марка - «Запорожец», совсем маленькая машинка, про которую анекдоты ходили. Ее называли «мыльница», «спичечная коробка», «консервная банка на колесах». Банка не банка, а ее с радостью приобретали Кто мог, конечно. Кажется, уже в конце 1960-х такие машины стали бесплатно давать инвалидам
Не имеющие денег на автомобиль, но склонные к автотехнике люди часто покупали мотоциклы. Были мотоциклы с коляской - это давало возможность совместных поездок с родными и близкими.
В то время очень большую роль в жизни смолян играл транспорт общественный. Он тоже очень медленно развивался. С моей точки зрения, с общественным транспортом была вообще почти катастрофа.
Маршруток и троллейбусов тогда в Смоленске не было. Ездили на трамвае или автобусе. Их в городе явно не хватало и в 1950-е, и в 1960-е годы.
В 1960-е автобусы были в основном большие, Львовского автозавода. Однако оставались и маленькие, более раннего производства. Некоторые, самые старые, имели довольно странную форму - вроде крытого грузовика с дверью для пассажиров или скорее вроде большого «газика»: у них был длинный «нос», в котором прятался мотор, потом маленькая кабина для шофера, а потом помещение для пассажиров, тоже небольшое.
Такие, старого производства, автобусы ходили и в 1960-е годы на Краснофлотскую. Трамваи помню еще красные, даже с открытой площадкой. Кажется, еще застала их в начале 1950-х. Во всяком случае, запомнились страшилки про мальчишек, едущих на ступенях. А цепляющихся за бампер трамвая видела неоднократно сама. Это было опасно.
Кроме опасности упасть на рельсы, была и опасность дождаться, что водитель остановит трамвай и «накостыляет» такому любителю бесплатных поездок. Но в начале 1950-х дети любили «покататься» на трамвае, велосипеды свои тогда мало у кого имелись.
В 1950-е годы ездить на трамвае или автобусе мне приходилось нечасто. В баню, на рынок или к бабушке - вот все мои поездки. Транспорт всегда приходилось подолгу ожидать. 20 минут, полчаса - это было нормально. Приходилось ждать и дольше.
Автобуса на Краснофлотскую - вообще по часу. Естественно, что транспортные средства были заполнены пассажирами очень плотно. Это притом что детские мои поездки (в 1950-е годы) происходили в основном днем, не в часы пик. По-настоящему понять, что такое общественный транспорт, мне довелось в середине 1960-х, когда я стала студенткой.
Мы жили на ул. Николаева, в дальней ее части, немного не доезжая до ул. Марины Расковой. В центр можно было добраться на автобусе или пройти полторы остановки до трамвая. Автобуса приходилось долго ждать, а попасть в него в часы пик далеко не всегда удавалось. Занятия в пединституте в те годы (вторая половина 1960-х) начинались в восемь часов.
Вставать надо было рано. Помню хорошо, что практически каждый будний день у нас в семье начинался со скандала: меня будили родители, а я не могла заставить себя проснуться и встать. Дело в том, что ложились у нас в семье спать поздно, не раньше двенадцати. К шести часам я еще не высыпалась. А чтобы успеть в институт, необходимо было вставать именно в это время. Дорога пешком до института занимала около часа. Транспорт же был чрезвычайно ненадежен.
Можно было прождать автобус 20 минут и потом в него не втиснуться, остаться ожидать следующего. Так у меня обычно и получалось. Казалось более надежным дойти до трамвая, он ходил чаще. Но на трамвайной остановке и народу собиралось больше
Помню эту взволнованную толпу, мчащуюся к открывшейся двери подошедшего наконец-то трамвайного вагона, помню людей, пихающихся локтями: кто осторожно, якобы невзначай, а кто откровенно - мне ехать надо, а тебе что? Иногда попадалась веселая толпа: вталкивались в вагон с шутками-прибаутками, просили какого-нибудь крепкого парня «нажать». Он «нажимал»: проталкивал застрявших у входа людей своим телом вглубь вагона. Вагон дружно надсадно ахал: «А-а-ах! Молодец!» На освободившееся место на ступеньках влезали новые, не поместившиеся ранее люди, дверь не закрывалась, водитель объявлял, что не поедет, пока застрявшие возле двери не сойдут со ступенек, пассажиры волновались - все спешили на работу Ох, лучше пешком - надежнее.
По теплой весенней улице, или по снежку, по льдистым тротуарам, или по грязи осенней. Уж такой был в прекрасные годы моего детства и юности транспорт, что ж поделаешь! А такси брать для поездки на работу в голову прийти не могло никому, как бы ты ни опаздывал. Не только в 1950 - 1960-е, но даже и в 1970-е всем было очевидно, что «наши люди в булочную на такси не ездят!». Не было такой привычки у смолян.
Автор: Людмила Горелик.