Сегодня среда, 15 мая 2024 года.

Поиск  

Пример: приставы   
2 ноября 2016 года   |   www.rabochy-put.ru   |   Обсудить

«Наши люди в булочную на такси не ездят!»

О личном и общественном транспорте в Смоленске 1950 - 1960-х годов.

Разглядывая старые, середины ХХ века, фотографии нашего города, мы обычно первым делом обращаем внимание на почти полное отсутствие машин. Даже на изображениях центральных улиц один-два автомобиля вписаны в пейзаж, и все. Да что там, еще совсем недавно - 20 - 30 лет назад - смоляне легко обходились без светофоров и переходили дорогу в неположенном месте… Люди моего поколения помнят, как это менялось.

Мое детство пришлось на 1950-е годы, и я еще застала гужевой транспорт на улицах нашего города. В середине ХХ века лошадь с телегой не была редкостью, например, на ул. Ленина, в ее центральной части, рядом с садом Блонье.

В ту пору эта прекрасная улица, одна из красивейших в Смоленске, еще не являлась пешеходной, однако машины не докучали прохожим - их было мало. И очень часто среди них спокойно двигалась запряженная в телегу лошадь. Помню, в детстве я удивлялась, что эти животные не пугаются автомобилей. В телеге перевозили груз: доски, какие-нибудь мешки

На той окраинной улице возле Днепра, где я подолгу жила летом у бабушки, машины и вовсе редко проезжали, даже реже, чем лошадь с телегой. Улочка эта – приднепровская часть Б. Краснофлотской, за мебельной фабрикой застраивалась в первые послевоенные годы на участках, выделенных, по всей вероятности, прямо на лугу. Ее узенькое пространство помню поросшим травой-муравой, преимущественно лечебной аптечной ромашкой да спорышем. Две колеи с примятыми лечебными цветочками обозначались четко посреди улицы: машины все же там появлялись, оставляли след

В основном это были грузовики, которые привозили стройматериалы (деревянные домишки и времянки послевоенной поры постоянно перестраивались, обновлялись хозяевами) или дрова.

Во всех домиках отопление было печное - обычно «голландка», много реже - «русская» (последняя требовала больше места), и дрова привозили часто. В ненастную пору случалось, что грузовики застревали прямо посреди улицы, в грязи, и местные мужики, если были дома, выходили подсобить-подтолкнуть Летом в хорошую погоду мы, дети, обычно прыгали вокруг привезшей соседям дрова машины и просили нас прокатить.

Нередко наши просьбы оказывались успешными. Нас подсаживали в кузов и везли «до магазина» - то есть вывозили на «главную» Б. Краснофлотскую. Там и сейчас расположен магазин, напротив мебельной фабрики. А назад мы шли пешком, очень довольные и счастливые.

Автомобилей в пору моего детства было мало, и существовали они и в виде трех марок: «Волга», «Победа» и «Москвич». Конечно, семья, владеющая авто, - это был верх благоденствия, да я что-то таких в 1950-е годы и не припомню.

В 1960-е же произошел прорыв. Тогда, после ХХ съезда, многое в нашей жизни менялось. Появление личного транспорта у населения - конечно, лишь у очень, очень малой части наиболее продвинутых и деловых - произошло тогда почти одновременно с расселением коммуналок. Стали выпускать больше «Москвичей», а потом появилась и новая марка - «Запорожец», совсем маленькая машинка, про которую анекдоты ходили. Ее называли «мыльница», «спичечная коробка», «консервная банка на колесах». Банка не банка, а ее с радостью приобретали Кто мог, конечно. Кажется, уже в конце 1960-х такие машины стали бесплатно давать инвалидам

Не имеющие денег на автомобиль, но склонные к автотехнике люди часто покупали мотоциклы. Были мотоциклы с коляской - это давало возможность совместных поездок с родными и близкими.

В то время очень большую роль в жизни смолян играл транспорт общественный. Он тоже очень медленно развивался. С моей точки зрения, с общественным транспортом была вообще почти катастрофа.

Маршруток и троллейбусов тогда в Смоленске не было. Ездили на трамвае или автобусе. Их в городе явно не хватало и в 1950-е, и в 1960-е годы.

В 1960-е автобусы были в основном большие, Львовского автозавода. Однако оставались и маленькие, более раннего производства. Некоторые, самые старые, имели довольно странную форму - вроде крытого грузовика с дверью для пассажиров или скорее вроде большого «газика»: у них был длинный «нос», в котором прятался мотор, потом маленькая кабина для шофера, а потом помещение для пассажиров, тоже небольшое.

Такие, старого производства, автобусы ходили и в 1960-е годы на Краснофлотскую. Трамваи помню еще красные, даже с открытой площадкой. Кажется, еще застала их в начале 1950-х. Во всяком случае, запомнились страшилки про мальчишек, едущих на ступенях. А цепляющихся за бампер трамвая видела неоднократно сама. Это было опасно.

Кроме опасности упасть на рельсы, была и опасность дождаться, что водитель остановит трамвай и «накостыляет» такому любителю бесплатных поездок. Но в начале 1950-х дети любили «покататься» на трамвае, велосипеды свои тогда мало у кого имелись.

В 1950-е годы ездить на трамвае или автобусе мне приходилось нечасто. В баню, на рынок или к бабушке - вот все мои поездки. Транспорт всегда приходилось подолгу ожидать. 20 минут, полчаса - это было нормально. Приходилось ждать и дольше.

Автобуса на Краснофлотскую - вообще по часу. Естественно, что транспортные средства были заполнены пассажирами очень плотно. Это притом что детские мои поездки (в 1950-е годы) происходили в основном днем, не в часы пик. По-настоящему понять, что такое общественный транспорт, мне довелось в середине 1960-х, когда я стала студенткой.

Мы жили на ул. Николаева, в дальней ее части, немного не доезжая до ул. Марины Расковой. В центр можно было добраться на автобусе или пройти полторы остановки до трамвая. Автобуса приходилось долго ждать, а попасть в него в часы пик далеко не всегда удавалось. Занятия в пединституте в те годы (вторая половина 1960-х) начинались в восемь часов.

Вставать надо было рано. Помню хорошо, что практически каждый будний день у нас в семье начинался со скандала: меня будили родители, а я не могла заставить себя проснуться и встать. Дело в том, что ложились у нас в семье спать поздно, не раньше двенадцати. К шести часам я еще не высыпалась. А чтобы успеть в институт, необходимо было вставать именно в это время. Дорога пешком до института занимала около часа. Транспорт же был чрезвычайно ненадежен.

Можно было прождать автобус 20 минут и потом в него не втиснуться, остаться ожидать следующего. Так у меня обычно и получалось. Казалось более надежным дойти до трамвая, он ходил чаще. Но на трамвайной остановке и народу собиралось больше

Помню эту взволнованную толпу, мчащуюся к открывшейся двери подошедшего наконец-то трамвайного вагона, помню людей, пихающихся локтями: кто осторожно, якобы невзначай, а кто откровенно - мне ехать надо, а тебе что? Иногда попадалась веселая толпа: вталкивались в вагон с шутками-прибаутками, просили какого-нибудь крепкого парня «нажать». Он «нажимал»: проталкивал застрявших у входа людей своим телом вглубь вагона. Вагон дружно надсадно ахал: «А-а-ах! Молодец!» На освободившееся место на ступеньках влезали новые, не поместившиеся ранее люди, дверь не закрывалась, водитель объявлял, что не поедет, пока застрявшие возле двери не сойдут со ступенек, пассажиры волновались - все спешили на работу Ох, лучше пешком - надежнее.

По теплой весенней улице, или по снежку, по льдистым тротуарам, или по грязи осенней. Уж такой был в прекрасные годы моего детства и юности транспорт, что ж поделаешь! А такси брать для поездки на работу в голову прийти не могло никому, как бы ты ни опаздывал. Не только в 1950 - 1960-е, но даже и в 1970-е всем было очевидно, что «наши люди в булочную на такси не ездят!». Не было такой привычки у смолян.

Автор: Людмила Горелик.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Архив

2 ноября 2016

В мэры не желаете? Горсовет готовится к отбору нового главы Смоленска  315

Смоленским водителям запретили останавливаться на улице Кашена  404

ХК ‘Ростов’ — ‘Славутич’: идет заключительный период матча  281

Председатель Смоленского отделения Партии Роста не понравился губернатору  349

В Смоленске вспыхнула автозаправка  745

В Смоленске форум «Территория развития» подвел итоги работы  540

Смоленские носки победили в “схватке” с итальянскими и французскими  306

В Смоленской области значительно подешевел 95-й бензин  347

Сенсационный рапорт немецкой разведки о смоленской катастр  492

В Смоленской области устроят реконструкцию сражения под Красным 1812 года  440

В Смоленской области иномарка сбила лося: два человека пострадали  378

• «Наши люди в булочную на такси не ездят!»  542

Неуплата штрафа обернулась для собственника заросших земель его увеличением  320

Под Смоленском полицейские задержали магазинного вора, когда тот сгребал с витрины товары  364

Из-за снегопада большегрузам снова запретили въезд в Смоленск  413

В Смоленской области работает «горячая» линия по дорожным происшествиям  367

Жители Смоленска останутся без тепла и трамваев  323

В Смоленске ко Дню народного единства дадут концерт  317

Смоленские носки оказались качественнее, чем от Pierre Сardin  445

Главную больницу Смоленской области оставят без воды  334

Смоленской области больше не дадут кредиты?  297

Смоленские власти опровергли информацию о неготовности части жилого фонда к зиме  370

В Смоленске огорчили Тимирязева  342

Три десятка снегоуборочных машин расчищает улицы Смоленска  320

Родственники смоленских заключенных попали в СИЗО  295

В Смоленске произошла авария из семи машин  360

В четверг смолян ждет метель с мокрым снегом  354

В Смоленске пройдут Дни научного кино «ФАНК»  288

Смоленских заключенных навестили родственники  324

В Смоленской области из-за снегопада увеличено количество опергрупп МЧС и ГИБДД  431

В Смоленске на месте завода холодильников появится жилой микрорайон  701

Смолянин понарошку заложил машину друга  495

День жестянщика в Смоленске: очевидцы сообщают о множестве ДТП  628

В Смоленске такси занесло под трамвай  416

Смолянин забрал машину друга и требовал деньги за ее возврат  402

В Смоленске на улице Кашена запретят парковку  573

В Смоленской области в Велиже разминировали улицу  429

Госавтоинспекция предупреждает смолян об опасности из-за заморозков и метели  370

Загадки древнего Приднепровья  637

Смоленских дизайнеров мотивировали премией в 20 тысяч рублей  358

В Смоленской области УАЗ протаранил мотоблок. Двое госпитализированы  380

Смоленщине выделят деньги на лечение ВИЧ-инфицированных  347

Смоляне замерзают в школах, детских домах и поликлиниках  368

Смоляне лишились спецсчета  436

Смоляне отправятся на Межрегиональный молодежный историко-патриотический форум «Благодарная Россия»  412

Смоленск – выгодный город для отдыха в школьные каникулы  294

В Смоленске обсудят механизмы господдержки садоводов  327

Смоленский гимнаст стал чемпионом «Спартака». О чем писали смоленские газеты 2 ноября 1964 года…  370

В Смоленске к Международному дню инвалидов объявили конкурс  396

В Смоленске пройдёт первенство области по шорт-треку  363

В Смоленской области в 2017 году пройдёт международный фестиваль современного искусства «Взгляд к небу»  403

Мошенник из Смоленской области «нагрел» больше двух десятков человек  415

В Смоленской области с 13 ноября введут запрет на лодки  423

Из Брянска на Украину вернули полтонны грецких орехов  333

Полиция устанавливает личность женщины, погибшей в ДТП под Смоленском  395

Киселевка в Смоленске опять остывает  401

В Смоленске из-за ДТП отменен балет «Лебединое озеро»  474



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)