Сегодня суббота, 27 апреля 2024 года.

Поиск  

Пример: ?>@=>   
18 ноября 2016 года   |   www.rabochy-put.ru   |   Обсудить

Особенности академического обмена

Продолжение приключений смоленских учителей в Хагене, и некоторые подмеченные там педагогические хитрости.

Система образования в Германии совершенно не похожа на то, к чему мы привыкли в России. При первом взгляде она вызывает много вопросов и даже критики. Однако, поразмыслив, понимаешь, что во всем этом есть нерушимая немецкая логика.

Лучше меньше, да лучше

В профессиональном колледже имени Куно в Хагене, похожем на наше ПТУ, в класс к ребятам лет 17 - 18 входит учитель в черной футболке с надписью Hard Rock Cafe, джинсах, с рюкзаком за плечами и серьгами в обоих ушах. Он громко приветствует всех, садится на стол и начинает общаться с классом. Обсуждают итоги контрольной работы, которую все писали перед каникулами. Оценки не самые блестящие: очень много «пятерок», а в Германии как известно шкала отметок выстроена от 1 до 6, где 1 - «отлично». Большинство ребят нескрываемо радуются даже «четверочке». При этом нельзя сказать, что кто-то расстраивается из-за своих «пятерок» и «шестерок». Атмосфера в классе сохраняется довольно бодрая и дружелюбная. Учитель заявляет новую тему: строительство стен.

По привычке ожидаешь монолога на полурока, прерываемого борьбой за дисциплину. Вместо этого аудитории предлагается сконцентрироваться и изобразить в виде ассоциативной карты, что они думают о строительстве стен. Начинается фаза подготовки, все общаются, делятся мнениями, некоторые листают учебник в поисках подсказки, другие - жуют бутерброды, что во время урока не возбраняется. Постепенно ученики начинают предлагать свои идеи, очень нескладно и обрывочно, но учитель старается натолкнуть их на правильную мысль, и в итоге, когда необходимый ответ сформирован, он записывает его на доску (кстати, доски в Германии очень интересной конструкции, они состоят из двух частей, перемещающихся вверх-вниз относительно друг друга). Схема постепенно растет и ширится, на ней отражаются способы строительства стен, материалы, инструменты, примеры интересных сооружений. В целом, глядя на эту картинку, у учеников складывается достаточно полное представление о процессе строительства стен, изложенное максимально просто и схематично. И тут мы замечаем, что прошло уже полтора часа, урок подходит к концу. Поначалу нашему «возмущению» нет предела.

«За это время у нас на уроке любой преподаватель «прогнал» бы огромное количество материала, - говорят Анна Миронюк и Ольга Исаханова, учителя из Смоленска. - Для нас это очень непривычно, с другой стороны, может быть, именно так у детей в голове останутся самые важные вещи».

Переходим на следующий урок, как заявлено - немецкого языка. Учительница раздает ребятам отрывки из произведения, а также их анализ на отдельном листочке. Абзацы в анализе переставлены местами. Это было домашнее задание, но, так как дело было аккурат после каникул, никто, конечно, ничего не сделал. Задача на урок – прочитать текст, правильно структурировать анализ и добавить к нему свои мысли.

После долгой и усердной подготовки начинается обсуждение текста, все делятся тем, что они поняли, предлагают свои мысли по поводу, почему так, а не иначе поступил литературный персонаж, что о нем говорят его поступки. Единственное, чего не касаются, так это средств художественной выразительности текста. На это снова уходит полтора часа.

После занятий встречаемся с остальной частью группы и обсуждаем, на каких уроках были они, что видели. Некоторые ходили наблюдать за подготовкой зубных техников, другие - механиков-водителей. Интересно, но в Германии несколько лет тратят на учебу по тем специальностям, которые являются чем-то само собой разумеющимся или вовсе ненужным. Например, в этом заведении можно выучиться на дальнобойщика или трубочиста. И это займет у вас три года.

Первый насыщенный день в немецких школах наполняет голову самыми разными мыслями, которыми хочется поделиться со своими гастгеберами Лукасом и Валентиной. Они с интересом наблюдают за моей реакцией. Когда я рассказываю им, как сейчас проходит школьное обучение в России, они вспоминают, что когда-то так было и в Германии, но система очень сильно изменилась.

«У современной русской системы образования есть свои преимущества, она помогает лучше готовиться к экзаменам, тогда как немецким детям приходится это делать в основном самостоятельно, - говорит референдар Лукас Зайферт. - С другой стороны, у нас во главу угла ставится формирование собственного мнения ребенка о той или иной проблеме. Причем помочь сформировать это мнение учитель должен достаточно творчески, используя многочисленные наглядные пособия».

«Шуле» школе рознь

И вот тут стоит рассказать о том, как примерно выглядит система школ в Германии. Сначала дети идут в так называемую «грундшуле» - начальную школу, условно говоря - наши 1 - 4-е классы. Это всегда отдельное здание, где находятся и обучаются только дети данной возрастной группы. Далее сдаются экзамены, которые определяют подготовленность к среднему звену. И вот тут начинается дифференциация. Можно пойти в «хауптшуле» - основную школу, которая предусматривает, что потом ты, вероятно, отправишься в колледж и будешь обучаться какой-то конкретной специальности.

«Гезамтшуле» - единая школа - предложит вам нечто похожее на наш образовательный процесс, но для тех, кто не набрал достаточно много баллов после экзаменов, чтобы пойти, скажем, в гимназию.

«Реальшуле» - реальная школа в большей степени «заточена» на практический и технический уклон.

«Беруфсшуле», или профучилище, - тоже часть среднего звена школы, там вчерашних школьников сразу начинают готовить к выбранной профессии.

Кстати, в последних двух типах школ предполагается много профессиональной практики в компаниях и на предприятиях. За нее платят деньги, не полную зарплату, конечно, но все же. Самая высшая ступень это гимназия, туда попадают те, кто сдал экзамены в начальной школе лучше всего, она отличается высокой долей теории в процессе обучения.

«Гезамтшуле» и гимназия предполагают поступление после них в высшее учебное заведение: университет, если мы говорим о гуманитарной направленности, или «фаххохшуле» (что-то вроде технического института). Конечно, когда в столь юном возрасте приходится делать выбор и сразу определяться с профессией, очень просто ошибиться и уже на первом году обучения понять: это «не твое». Никаких проблем! Предусмотрен процесс перехода из одной школы в другую, правда, в любом случае ты потеряешь год.

Высшее звено - 10 - 13-е классы, это по большому счету прерогатива гимназии и «гезамтшуле». В немецких школах учатся 12 или 13 лет (под конец обучения ученикам может стукнуть и 20, и 21 год). В первые моменты такая система может вызвать недоумение, но если разобраться, то ее логика вполне очевидна. Немцы люди практичные, сделали все возможное, чтобы, с одной стороны, максимально занять своих чад, а с другой - предельно дифференцировали все возможные пути образования. И что важно, здесь за «вышкой» никто не гонится, зачем тратить полжизни, если хорошие деньги можно начать зарабатывать гораздо быстрее.

Главное - на выходе из школы получить востребованного специалиста, который будет обладать конкретным набором знаний и умений. Из-за парты никто вас не выпустит до исполнения 18 лет, таков закон.

Гимназисты румяные...

На следующий день у нас в расписании стояли гимназия имени Фихте или школа имени Рикарды Хух (по профилю тоже гимназия). Эти два учебных заведения произвели отличное впечатление и во многом напомнили наши школы. Единственный минус (или плюс, это кому как) состоит в том, что детей не обязывают пользоваться гардеробом, то есть всю свою одежду и прочие пожитки все носят из класса в класс. Классы на перемене чаще всего закрывают на ключ.

В Фихте я попал на урок рисования, правда, больше похожий на наше черчение, только попроще. На белом листе бумаги нужно было изобразить несколько фигур: куб, конус, шар и другие. Интересно, что детям не воспрещается ходить и помогать друг другу или просто включить в телефоне радио и спокойно рисовать. Классы в Германии сейчас достаточно большие, зачастую по 30 человек, при этом учитель старается максимально уделить внимание каждому.

В школе имени Рикарды Хух мы попали на урок под названием Politik, на поверку оказавшийся чем-то вроде нашего обществознания. Его вела одна из наших гастгеберов фрау Мелек Кескин, турчанка, родившаяся в Германии. И на этом уроке снова во главу угла ставится человеческая личность. Ребята обсуждают осознание человеком себя как индивида. Интересно, как оценивать такие занятия?

«Оценки как таковые мы ставим в большей степени после контрольных работ, а после каждого урока отмечаем, насколько каждый из ребят проявлял активность. Все это в будущем идет им в зачет, - говорит фрау Кескин. - Кстати, если гимназисты получают плохую оценку, то могут взять себе дополнительное задание и исправить ее».

Кстати говоря, Рикарда Хух - одна из тех школ Хагена, которая активно сотрудничает со Смоленском, ее делегации стараются ежегодно приезжать к нам в гости. С нашей стороны самыми активными участниками педагогического обмена стали 11-я, 34-я школы и гимназия имени Пржевальского.

Национальный вопрос

Сегодня типичный класс в Германии наполовину состоит из детей выходцев из Турции, Сирии, других арабских стран, Индии, Африки. Это главный вызов для всей системы образования. В большинстве случаев мигранты не говорят по-немецки, а их дети не умеют читать и писать.

Немецкие учителя воспринимают сложившуюся ситуацию довольно стоически, раз канцлер сказала открывать границы и образовывать мигрантов, значит, будем стараться делать это как можно лучше. В большей степени это проявляется в начальных классах.

В одной из младших школ, которые нам удалось посетить, солидную часть учеников составляют дети мигрантов. И проблема даже не в том, сложнее или проще они воспринимают программу, а в том, что, приехав в страну, они не ассимилируются с местным населением, а скорее привносят свою культуру в новую среду.

К тому же большинство мигрантов на первых порах очень бедные, часто их дети не могут ходить в школу, потому что у них попросту нет одежды или денег на школьные принадлежности.

Настоящий педагог чувствует личную ответственность за детей в любой стране, где бы он ни находился, поэтому в таких случаях немецкие учителя просто сами покупают все необходимое для этих детей.

О проблемах современной Германии в целом и Хагена в частности зашел разговор и на встрече с первым заместителем бургомистра города др-м Хансом-Дитером Фишером, которая была организована специально для смоленской группы.

Как выяснилось, проблема мигрантов сегодня - самая острая в Германии, и Хаген здесь не исключение. В небольшом городке примерно 4 тысячи человек, которых надо обогреть, прокормить, образовать. Причем далеко не все из них бегут от войны, многие под видом беженцев просто переселяются из менее благополучных соседних стран. И чем ближе к зиме, тем больше со всем этим сложностей. Сейчас администрации всех уровней в Германии тратят на них огромные деньги, но пока нельзя спрогнозировать, как ситуация будет развиваться в будущем.

«Все это очень непросто, но мы справимся», - говорят немцы.

Математика и русский

В один из дней практики мы отправились в соседний городок Эннепеталь, где посетили местную гимназию. Для города с населением 30 тысяч человек это просто огромное (1,2 тысячи учеников) и отлично оснащенное учебное заведение. Здесь нам довелось побывать на уроках русского языка в 12-м(!) классе и математики. Никто из нас раньше не видел, как преподают наш язык за рубежом, поэтому посмотреть и принять участие в процессе было очень увлекательно.

Всех разбили на группы, и школьники должны были узнать у нас, кто мы и чем занимаемся, а потом рассказать обо всем этом по-русски. С заданием все справились с разной степенью успешности, но дело было сделано. А мы были просто в восхищении, ведь так приятно, когда иностранцы, пусть и путано, пытаются говорить с тобой на твоем родном языке. Отсюда вывод: учите иностранные языки и никогда не бойтесь говорить, пресловутый языковой барьер это просто уловка мозга или запавшая глубоко в подсознание страшилка из школы о том, что никогда нельзя ошибаться. На самом деле, как бы вы ни сказали, вас в любом случае только поддержат.

Вторым уроком в этой школе была математика. Линейные уравнения - как вспомнишь, так вздрогнешь. Увы, по современным немецким стандартам (это не поддерживают учителя старой закалки) их нужно решать с помощью калькулятора. Калькулятор выдается каждому ученику в школе. Но вы бы видели эти машины - это настоящие компьютеры покруче ipad’а. В них запрятано столько функций для решения всех типов математических задач, что остается только выучить, как правильно «вбить» в систему заданные параметры.

Визит на завод

После этого мы посетили небольшой местный заводик по производству опалубочных систем, траншейных крепежей, геотехники и литейных изделий. Предприятие семейного типа, работают на нем всего 160 человек, но когда смотришь на карту зарубежных представительств и стран, куда поставляется их продукция, просто диву даешься - практически весь мир. Нас провели по цехам, показали готовый товар, в большей степени металлические балки и аналогичные конструкции, которые используют для креплений стенок оврагов, траншей, котлованов. По немецким меркам, если строители роют траншею глубиной больше 1 м 20 см, ее стенки обязательно нужно укрепить, иначе -огромный штраф, не дай бог кого засыплет. Вот скажите, вы в Смоленске такое хоть раз видели?

Я не мог не поинтересоваться по поводу брака, который бывает на производстве. Инженеры сначала не поняли вопроса, а потом, правда, сказали, что на такие случаи закладывается 1%, но фактически его нет. Если машина случайно неправильно скрепит какие-то металлические конструкции, то их просто разбирают и сваривают вручную.

Кстати, экскурсию по предприятию проводила смолянка Ксения, уже почти 20 лет назад эмигрировавшая в Германию.

Старые мысли о главном

За неделю в Хагене и его окрестностях произошло много всего интересного, но самое главное, эта поездка оставила огромное количество разнообразных впечатлений. Легко задаться вопросом: где же лучше учиться - в Германии или у нас? Отвечать на него однозначно, наверное, было бы неправильно.

С одной стороны, продолжительность уроков, начиная со среднего звена, выше (70 90 минут), но материала проходят значительно меньше. С другой - у них в каждой школе налажена система дополнительной подготовки отстающих. К примеру, английский язык учат как у нас, так и у них, но на выходе в Германии на нем все более или менее изъясняются, им не требуются репетиторы, частные школы и прочие мытарства.

А еще в школах почти не пользуются учебниками, учителя приносят все на распечатках, но ведь книга - лучший друг и товарищ, если только не рисовать на ее страницах каляки-маляки. Как верно подметила одна моя знакомая, в Германии готовят рабочий класс, а у нас - интеллигенцию.

Чего нам не хватает, так это немецкой свободы образовательного процесса и ориентации на личность, которые порождают большую открытость и инициативность учеников. Учитель - это друг и товарищ, а только потом уже надсмотрщик.

В итоге мы с коллегами подумали, что, вероятно, если объединить русскую и немецкую образовательные системы, нашу высокую дисциплину и теоретичность знания с немецкой свободой мышления и самовыражения, развивающего человека как личность, а не просто члена общества, то получилась бы вполне интересная практика.

В немецком есть такой термин: Vorbild образец для подражания. В педагогическом процессе он полностью применим к школьным учителям, которые должны быть совершенно открыты и при этом являть собой пример человека, хорошего во всех отношениях. В конце концов, плохого эти дети еще успеют насмотреться в жизни.

P. S. Побратимские связи Смоленска и Хагена отличный способ познакомиться с прекрасными людьми и еще раз осознать, что все мы - русские, немцы, китайцы - в чем-то очень друг на друга похожи. И еще это отличная возможность одним глазом взглянуть на прекрасный город Кёльн, куда по традиции возят на экскурсию всех смолян. Высокий полет готической и романской архитектуры на берегах величавого Рейна знаменитейший собор, который ежегодно посещают около семи миллионов человек. Потрясающие музеи, о-де-колон, вода из Кельна и щедро сдобренная вкуснейшим немецким шоколадом жизнь. Очарование поражает сердце практически мгновенно, но это уже совсем другая история.

 

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Архив

18 ноября 2016

В Смоленскую область пытались провезти партию мяса в легковушке  364

Смолянин избил собутыльника из-за карточного долга  327

В субботу в Смоленской области потеплеет до +5°С  447

В Смоленске Поповка останется без холодной воды  542

Людмила Козлова: В Смоленской области сохранены социальные меры поддержки населения  695

В Смоленском районе отслужат панихиду по погибшим в ДТП  562

Франц Клинцевич: «Весь перечень мер социальной поддержки в Смоленской области сохранится»  511

В Смоленской области после вмешательства прокуратуры вдове участника войны выдали жилищный сертификат  474

После выходных Смоленск может снова заморозить  673

В Смоленской области будут судить вымогателей  489

В Смоленске ищут свидетелей ДТП, в котором водителя сразило ледяной глыбой  581

Смоленский Славутич» дозаявил двух чемпионов лиги  518

В субботу в Смоленске потеплеет до +4 градусов  482

В центре Смоленска орудуют догхантеры?  541

В Смоленске столкнулись две иномарки. Есть пострадавший  467

• Особенности академического обмена  645

В Смоленске состоялось закрытие рождественских чтений и открытие фотовыставки "Святейший Патриарх Кирилл: служение на Смоленской земле"  527

Штраф за агрессивную езду  714

Состоялись публичные слушания по главному финансовому документу, по которому Смоленская область будет жить в 2017 и плановом периоде 2018 и 2019 г.г.  654

В Смоленской области 10-летние дети ограбили чужой гараж  653

Смоленские налоговики подвели итоги работы за прошедшие девять месяцев  549

Смолянин загорелся под одеялом  559

Смоленский машиностроительный техникум собирается бастовать  774

95 смоленских таможенников проверят на детекторе лжи  569

Чем заменят Фонд развития ЖКХ?  686

Смолянин собирался убить прохожих  4660

В Смоленске ищут неизвестного, покалечившего мужчину ледяной глыбой  745

Из Смоленской области выдворили 11 нелегалов  454

Смоляне переплачивают за тепло из-за безалаберности властей  567

В Смоленске на остановке нашли пострадавшего мужчину  627

В Смоленске закроют движение транспорта по трем улицам  653

В Смоленске восстановили теплоснабжение на Краснинском шоссе  483

Банда смоленских вымогателей пойдет под суд  654

Подробности смертельного ДТП на Кирова в Смоленске  601

На Смоленщине началась операция “Новый год”  455

В Смоленске готовится забастовка сотрудников машиностроительного техникума  523

В Смоленской области будут судить банду вымогателей  551

Архитекторы представили достижения в Смоленске  542

В Смоленске «Ауди» протаранила «Рено»  635

На складе контрабандистов по Смоленском нашли «санкционку»  488

В Смоленске окрыли Пятницкий путепровод для движения в две стороны  576

Куда сходить в выходные в Смоленске  680

За 9 месяцев в бюджет Смоленской области поступило более 21 миллиарда рублей налогов  496

Смолянина будут судить за экстремистские материалы  684

В Смоленске двое студентов публично украли одежду из гипермаркета  720

Смолянина обвинили в экстремизме “Вконтакте”  475

В Смоленске цены на услуги ЖКХ выше, чем в Минске  396

В Смоленске католический храм переделают в филармонию  376

В Смоленске открыли двухстороннее движение по Пятницкому путепроводу  474

В Смоленской области на трассе М1 насмерть сбили женщину  395

О запрете ввоза более 18 тонн сыра белорусского происхождения в связи с нарушением технологического процесса его производства  386

Узбеки, египтяне и белорус отравились на родину принудительно  333

Возбуждено уголовное дело по факту мошенничества директором ООО «Строй Бизнес»  374

Смолянин «заработал» уголовное дело на осинах  359

В Смоленске устанавливают свидетелей смерти мужчины на остановке  375

За сутки на смоленских дорогах под колесами машин погибли два пешехода  373

В Смоленске активизировались догхантеры  407

В Смоленске запустили двустороннее движение по Пятницкому путепроводу  461

В Смоленске объявлен конкурс проектов нового памятника на улице Ногина  433

В Смоленске 17 декабря состоятся соревнования по зимнему бёрдингу  500

Из Смоленской области выслали 11 иностранцев  390

Хакер взломал смоленский "Горводоканал"  460

140 километров уличных газораспределительных сетей планируется построить в Смоленской области в 2016 году  440

Электропроводка «спалила» дом в Смоленской области  396

Ельнинское РайПО наказали за грязные холодильники  396

В Смоленск не пустили «Королевский» сыр  541

Родители погибшего в Сирии смоленского офицера обратились к президенту Франции  543

На Смоленщине выявлен склад с «заморскими» фруктами и грибами  406

«Стриж» отправляется на Берлин  540



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)