Научат говорить по-русски
В 2018 году всех российских девятиклассников обяжут красиво разговаривать на родном языке, при этом логично и ясно излагая свои мысли.
Такая суперзадача поставлена перед педагогическим сообществом страны министром образования и науки России Ольгой Васильевой. А для того чтобы проконтролировать процесс освоения родного языка, в рамках Государственной итоговой аттестации (ГИА) для учеников девятых классов в виде третьего обязательного экзамена будет введен тест «Устная речь».
По каким критериям экзаменаторы оценят ораторское искусство школьников, пока неясно, но в недрах министерства идет работа над «наполнением образовательных стандартов содержанием». Окончательно наполнить их обещают в 2018 году, а до этого тестирование введут в некоторых регионах как пилотный проект. Еще не определено, на каких субъектах Федерации будет обкатываться это новшество. Под большим вопросом и методика проведения экзамена, в частности применение или запрет использования компьютера и других технических средств.
Среди учительского сообщества единого мнения о проведении такого экзамена пока не существует. Оптимистичное выступление главы образовательного ведомства педагогов страны не очень воодушевило. Появилось много вопросов чисто практического характера.
Например, как сказали нам в администрации одной из смоленских школ, они готовы даже в этом году провести такой экзамен. Пусть в статусе предварительного, экспериментального, не влияющего на общий уровень оценок девятиклассников. Но заранее хорошо было бы определить место его сдачи (непосредственно в родной школе или на каком-то едином экзаменационном пункте). С применением компьютера или без оного? Если не использовать технические средства, то правильность речи должны оценивать учителя, а тут до субъективного подхода полшага. Не менее важный момент – оспаривание учеником и его родителями выставленной оценки. Для этого надо вести аудиозапись беседы, которая при возникшем споре явится неопровержимым доказательством правоты той или иной стороны.
В другом учебном заведении выразили сомнения в том, что подобный экзамен вообще целесообразен. Дело в том, что экзаменационная пора и без того дается детям трудно, а тут, плюс ко всему прочему, еще одно испытание. Попутно было высказано и нарекание на сдачу устного иностранного языка. Педагоги назвали это форменным издевательством над своими учениками, поскольку экзамен может длиться 12 часов... При этом первые ученики проходят испытание рано утром, а последние вынуждены томиться в многочасовом ожидании своей очереди и «договаривают» последние фразы на английском или немецком уже ближе к вечернему выпуску теленовостей.
Однако проблема культуры речи среди современного поколения молодежи действительно назрела, причем школа, видимо, в этом плане ничего не дает, вынужденно сосредоточившись на «натаскивании» на ЕГЭ. Автору этих строк известен пример, когда мальчик, сдавший ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов, в устной «реальной» речи активно употреблял слова «ложишь», «звонишь» и прочие. Он просто обладал отличной механической памятью и не более…
Анна Ковшик, преподаватель общественных наук Смоленского автотранспортного колледжа, считает, что развитие речевых навыков школьников необходимо стимулировать:
- Действительно, те студенты, которые приходят к нам в последние годы, после девяти классов имеют очень скудный словарный запас. И причины этому понятны. С одной стороны, основное общение у этих детей происходит в соцсетях, с другой - в школе «натаскивают» на сдачу тестов, и стимула развивать речь у них просто нет. Часто такие студенты в буквальном смысле не понимают, о чем им говорят педагоги. А у меня есть подборка из их собственных формулировок, в которой, например, такие шедевры: «Издержки - это то, что остается после излишков», или «Во времена, когда было много НЭП, крестьянство обналогивалось налогами и раскулачеством». Последнее, правда, из письменной работы. Еще одна особенность нашего контингента - огромное количество слов-паразитов. Я однажды специально подсчитала: произнеся пять фраз, студент 26 раз сказал «ну».
- Наша страна сделает настоящий рывок в развитии тогда, когда мы раскроем талант каждого ребенка,- считает директор Пригорской средней школы Валерий Понизовцев. - Я очень рад, что новый министр образования привнесла в систему образования новые мысли, идеи. Надо создавать такую среду, в которой ребенок будет готовиться не столько к сдаче компьютерного теста (по принципу, на ту или не ту кнопку нажал), а развиваться, оттачивать свое логическое мышление, раскрывать данные ему от природы таланты и способности. Что касается нового экзамена, то да, надо с чего-то начинать. Только не стоит вводить его поспешно. Сначала неплохо бы методически отработать преподавание «Устной речи» в течение одного-двух учебных лет, чтобы дети имели четкое представление о том, что они будут сдавать, а преподаватели - о том, как принимать такой экзамен. Ни в коем случае не должно быть поспешности и непродуманных решений. Все это приводит к стрессам, а ведь ребенку и без того нелегко в экзаменационные дни. Надо поработать так, чтобы наполнить предмет нужным содержанием, нацелить учеников не на то, что его надо просто сдать, а на настоящую творческую работу. Только тогда это принесет пользу. Все надо направить на то, чтобы у нас вырастали образованные ребята - не просто потребители, а настоящие хозяева своей земли, способные работать не только за клавиатурой компьютера, но и умелыми руками. А для этого хорошо развитые логика и речь просто необходимы. И новый предмет, а не только экзамен, должен нам в этом помочь.
СПРАВКА «РП»
ГИА - экзамен в 9-м классе средней школы, аналог ЕГЭ для 11-классников. Сегодня обязательными являются русский язык, математика и еще два экзамена по выбору учащихся. С 2018 года «Устная речь» тоже станет обязательным испытанием для тех, кто после 9-го класса захочет продолжить образование в лицеях или колледжах, и для будущих 10-классников.