Первое документальное упоминание о Ярцеве относится к 1779 году
В 60 километрах от Смоленска до сих пор можно увидеть знаменитую "башню с часами" и храм, "сияющий за десятки километров"
Божественное имя
Официально город Ярцево "родился" в 1926 году - именно тогда село Ярцево получило городской статус.
Но сами ярцевчане по праву считают, что живут в древнем месте. Первое документальное упоминание о Ярцеве относится к 1779 году. Тогда это была деревня из 17 дворов, в которой проживало 136 человек.
Имя у этого места тоже древнее. По сей день существует три версии, почему Ярцево носит именно такое название. По одной из них, селение назвали в честь человека по имени Ярец, который жил здесь в 15-16 веке. Считается, что от этого имени произошла часто встречающаяся на Смоленщине фамилия Ярцев. Вторая версия - Ярцево было расположено на берегу реки Вопь рядом с крутым обрывом (яром). Третья версия самая красивая и мистическая. Яр - древнеславянское имя бога торговли, который более известен как Гермес или Меркурий. Возможно, селение назвали в его честь. Во всяком случае, на гербе Ярцева изображен жезл этого божества.
Фабрика бунтарей
Возможно, Ярцево так и оставалось бы небольшой деревней, если бы на это место не обратил внимание один из богатейших купцов России Алексей Иванович Хлудов. В 1873 году Алексей Иванович начал в Ярцеве строительство хлопчатобумажной фабрики.
Выбранное Хлудовым место для нового предприятия оказалось весьма удачным. Благодаря железной дороге Москва - Брест фабрика была связана с центром и западными губерниями страны, через Смоленск проходила еще железная дорога Рига - Орел, которая через Рижский порт давала выход на зарубежные рынки.
Купец скупил у помещиков около 12,5 тысячи десятин леса и таким образом в достатке обеспечил фабрику топливом. А главное - предприятие было обеспечено дешевой рабочей силой: промышленность на Смоленщине была развита слабо, поэтому местные крестьяне рады были получить заработок на заводе, расположенном рядом с деревней.
Впрочем, желание работать на Хлудовской мануфактуре быстро сменилось другими настроениями. В исторической литературе широко известны "хлудовские стачки" рабочих, а в 1880 году в Ярцеве случилась масштабная забастовка, после которой по всей России начались "рабочие бунты".
Не стоит считать, что ярцевчане были особенно привередливыми работниками. Просто условия на мануфактуре того времени были действительно ужасающими. Работали здесь в основном женщины и дети от 10 до 15 лет. Рабочий день составлял двенадцать часов, а чтобы трудящиеся не свалились от усталости, им давался один короткий перерыв, в течение которого они только-только успевали съесть скудный обед.
На заводе звонили колокола
Не стоит думать, что купца Хлудова вспоминают в Ярцеве только недобрым словом. Благодаря его хлопчатобумажному комбинату Ярцево всего за двадцать лет из деревни стало промышленным городом. А знаменитая "башня с часами" - украшение Хлудовской мануфактуры - до сих пор является главной городской достопримечательностью. До середины 20-го века это здание было самым высоким в Ярцеве.
Когда-то часы на башне были механическими, от них на этаж ниже спускались на цепях металлические гири. До революции часы мелодично звонили, так как на крыше башни были установлены колокола, которые приводились в движение каждый час.
Во время войны башня была наполовину разрушена. Когда ее восстановили, старые часы заменили электрическими. Около сорока лет назад они перестали идти.
На самом верху башни расположена своеобразная смотровая площадка. Отсюда, с высоты семиэтажного дома, хорошо просматривается все старое Ярцево, пристанционный поселок, многоэтажки микрорайонов Солнечный и Пионерный. От подвалов башни по всей территории комбината под землей проходят выложенные из кирпича "борова" (ходы) со сводами величиной почти в человеческий рост.
Известный ярцевский журналист-краевед Иван ЕФИМЕНКОВ незадолго до своей смерти написал статью "Тайные ходы от башни с часами", в которой предложил организовать в башне музей возникновения и развития хлопчатобумажного комбината, считая, что это был бы истинный памятник Алексею Хлудову. Идею поддержала правнучка основателя фабрики Мария Сергеевна Хлудова, но, к сожалению, пока проект так и не воплощен в жизнь.
Храм построили на купеческий выигрыш
Еще одно место, которое стоит посетить, оказавшись на ярцевской земле, - это церковь Петра и Павла на улице Слободской (до войны это место не было частью города, здесь располагалась деревня Ульховская Слобода).
После принятия Священным Синодом решения о перестройке деревянных храмов в начале 20-го века в ярцевской деревушке из обычной сельской церкви начал вырастать храм Петра и Павла. Правда, деньги, выделенные Синодом на богоугодное дело, до деревни так и не дошли, поэтому возводилась церковь на пожертвования купца Скоробогатова, выигравшего по облигациям десять тысяч рублей.
Считается, что освящение храма было приурочено к 300-летию царского дома Романовых и 100-летию победы над войсками Наполеона в Отечественной войне 1812 года, однако в то время он был еще не достроен. Строительство длилось очень долго и завершилось лишь в 1924 году.
Говорят, что храм было видно в радиусе десяти километров, а то и дальше. В полдень, когда солнце было на юге, 13 позолоченных крестов сияли, переливаясь радужными огнями над "зелеными" куполами. Всего в церкви было 11 колоколов из сплава чугуна, бронзы и серебра, 50 килограммов весил самый малый колокол и около 1000 - большой. Звон колоколов разносился на много верст.
В 1934 году был издан указ Совета народных комиссаров о закрытии всех церквей. В сентябре того же года храм был фактически разрушен: уничтожались иконы, церковная утварь, архивы, колокола разбили и сдали в металлолом. Когда из церкви было вывезено все, в ней разместили два цеха: один красильный, другой - по изготовлению ободов для телег.
Во время Великой Отечественной войны в церкви была сделана огневая точка. В кирпичной стене пробурили амбразуры под станковые пулеметы. В результате вражеского обстрела из тяжелой артиллерии было сбито шесть церковных куполов.
В 1948 году купола и кресты (а это была медь высокого качества) сдали во "вторчермет", деревянные основы куполов пустили на дрова, а кирпич храма брали для восстановительных работ в городе.
Зданию храма был нанесен значительный урон, но в 1986 году па Пасху здесь снова начались службы, а свой первозданный облик храм Петра и Павла обрел в 1995 году, тогда же он был заново освящен.
КАК ДОЕХАТЬ
На рейсовом автобусе от автовокзала (последний рейс в 20.35).
Билет стоит 83 рубля.
Дарья НИКИТИНА