Будни транспортной полиции
18 февраля российская транспортная милиция отметит 99-летие со дня своего образования. Она обеспечивает безопасность на железнодорожном, воздушном, водном транспорте.
В нашей области эту структуру представляет Линейный отдел МВД, который отвечает за сохранность грузов, личную и имущественную безопасность пассажиров на железнодорожных вокзалах и станциях 20 районов Смоленской области.
В зоне ответственности сотрудников транспортной полиции почти 1500 километров железнодорожных путей от границы с Беларусью до Московской области, более 200 железнодорожных мостов, 100 платформ и остановочных пунктов.
Благодаря работе этой службы снизилась криминогенная обстановка на железнодорожных вокзалах, в поездах, уменьшилось число краж. Пассажиры чувствуют себя защищенными в зоне ответственности сотрудников Линейного отдела МВД.
Обстановка на железнодорожных вокзалах сегодня коренным образом отличается от той, которая была в конце прошлого столетия. Ветераны подразделения вспоминают, как работали сотрудники на вокзалах и в поездах, пока не были сформированы новые подразделения по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом на объектах железнодорожного транспорта.
Георгий Викторович Беликов в «смутные времена», с 1991 по 2001 годы был командиром роты общественной безопасности Линейного отдела милиции на станции Смоленск. Ветеран транспортной милиции, майор в отставке рассказывает, в каких условиях приходилось им работать:
- В начале 90-х основными пассажирами на железнодорожном транспорте были «челноки» — люди с объемными клетчатыми сумками, они перевозили дефицитные товары с востока на запад и в обратном направлении. Смоленск стал на пути главного хода железнодорожной магистрали: десятки поездов дальнего следования, пригородных поездов внутри области и в республику Беларусь следовали каждый день.
Как-то внимание милиционеров патрульно-постовой службы ОВД на станции Смоленск привлекли пассажиры с объемными клетчатыми баулами, на вид очень легкими, издающими звук мнущейся соломы. При досмотре выявлялась не переработанная маковая соломка и не только. Стало очевидным, как работают наркокурьеры: получают у поставщика наркотические средства, перевозят его по железной дороге и сдают заказчику. И таких случаев было немало.
В тот период опыта борьбы с этим сложным по составу преступлением у личного состава не было. Стихийному потоку наркокурьеров противостоял младший начальствующий состав Линейного отделения – сержанты милиции. Они отрабатывали процессуальные тонкости задержания курьеров, достойно выполняли рутинную работу по выявлению и раскрытию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
Уголовный закон предусматривает суровое наказание за перевозку наркотиков, поэтому курьеры прибегали к различным уловкам, оказывали сопротивление сотрудникам милиции. Возникали ситуации, когда милиционеры применяли специальные средства и табельное оружие, что сложно и ответственно в местах массового скопления пассажиров. Активность нарядов милиции, задержания наркокурьеров, изъятие наркосырья снизили поток перемещения опасного груза в Смоленск и область. Сотрудники линейного отдела сумели остановить стихийный поток, были изъяты десятки килограммов сырья, задерживались наркокурьеры. В то время милиционеры патрульно-постовой службы ОВД на станции Смоленск оказали оперативную помощь УМВД по Смоленской области. Позже опыт по борьбе с трафиком наркотических средств на железнодорожном транспорте в нашем регионе был обобщен на межрегиональной конференции. Личный состав ОВД на станции Смоленск достойно выполнил задачи по обеспечению общественного порядка и безопасности на железнодорожном транспорте.
Сегодня эта работа продолжается. Обстановка на вокзалах и поездах далека от тревожных 90-х. наркотрафику поставлен прочный заслон. Пассажиры чувствуют себя в полной безопасности, благодаря работе постов транспортной полиции, нарядам сопровождения поездов, оперативно-профилактическим рейдам.
В канун праздника в Смоленске прошли торжественные мероприятия, посвященные 99-летию образования органов внутренних дел на транспорте. На мероприятии присутствовали ветераны органов внутренних дел, личный состав линейного управления. Были открыты мемориальные доски погибшим сотрудникам. Андрей Яковлевич Воробьев возглавлял транспортную милицию в Смоленске в 1937 – 1939 годах. Затем стал начальником станции Брест, был расстрелян фашистами в начале войны. Подполковник Виктор Григорьевич Новик, начальник Линейного отдела по станции Смоленск с 1993 по 1996 годы, в составе сводного отряда воевал в Чечне. Погиб в Грозном 10 августа 1996 года. Посмертно награжден орденом Мужества.
Праздничное торжество – лишь небольшая пауза в череде дежурств и снова служба, почти незаметная, но такая важная для вех нас.
Татьяна Шатыркина