Федеральные эксперты признали коалиционную администрацию Алексея Островского эффективной
Аналитик агенства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Виктория Мамонова отмечает, что создание эффективного механизма работы коалиционного правительства, а также внутриэлитный и межпартийный консенсус значимый итог шестилетней работы Алексея Островского в качестве главы Смоленской области. 20 апреля 2012 года он был назначен врио губернатора, в 2015-м выиграл прямые выборы с результатом 65,2%. Островский - единственный российский губернатор, представляющий ЛДПР. А смоленское «коалиционное правительство» - уникальный феномен и специфический управленческий механизм.
1. Механизм «коалиционного правительства» и ставка на обновление кадров
Сегодня в России всего три региона, возглавляемых представителями системной оппозиции: Алексей Островский, Сергей Левченко (Иркутская область, КПРФ) и сменивший Вадима Потомского врио Андрей Клычков (Орловская область, КПРФ). Первоочередной задачей для оппозиционного губернатора становится поиск баланса между интересами своей партии и работой в системе власти. Основным инструментом, который помогает губернатору Смоленской области Алексею Островскому сохранять этот баланс, является «коалиционное правительство» и в целом кадровая политика губернатора.
Еще до того, как Островский избавился от приставки врио, в 2012 году, он заявил о том, что членами его администрации станут представители различных политических сил.
Так, долгое время одним из вице-губернаторов остается Н.Кузнецов, назначенный А. Островским еще в 2012 году. Кузнецов принимал участие в выборах губернатора-2015 как кандидат от КПРФ. После занятого им третьего места он снова был приглашен на должность заместителя губернатора. Еще одним вице-губернатором остается Л.Платонов, ранее возглавлявший Смоленское региональное отделение ЛДПР. Также в «коалиционное правительство» Островского входит ряд деятелей, связанных с «Единой Россией».
Еще один принцип формирования команды Островского ставка на молодые кадры. О. Лобода, А. Кожурина, В.Анохин и Р. Ровбель смогли продемонстрировать эффективные результаты на вверенных им направлениях.
«Коалиционное правительство» - не застывшая структура. Очевидным критерием ее устойчивости и эффективности является способность отвечать на новые внешние вызовы. Для мотивации руководящего состава администрации Смоленской области, а также начальников департаментов и их заместителей Алексеем Островским утвержден порядок ежегодного перезаключения контрактов с данными категориями госслужащих. В таком режиме в начале 2018 года были прекращены трудовые отношения с начальником департамента по здравоохранению В. Степченковым, начальником Главного управления ветеринарии И. Кугелевым и начальником службы по обеспечению деятельности мировых судей В. Калининым. Можно отметить очевидную тенденцию при ротации кадров продвижение лиц, которые уже смогли продемонстрировать свою профессиональную компетентность в работе на других постах в регионе. Именно по такому сценарию самые молодые члены команды Островского пришли в областное правительство: кадровый лифт стал основным инструментом ротации.
2. Конфигурация игроков в «смоленской коалиции»
Смоленская область характеризуется значительным протестным потенциалом. По итогам выборов в Смоленскую областную Думу 2013 года мандаты распределились между партиями следующим образом: «Единая Россия» - 41,17%, КПРФ -15,02%, ЛДПР 13,49%, «Справедливая Россия» - 7,58%. При общей тенденции лидерства «Единой России» остальные партии имеют значительную поддержку в регионе без явного доминирования одной из оппозиционных сил.
Основу «смоленской коалиции» составляют «Единая Россия» и «ЛДПР». Это обусловлено необходимостью взаимной поддержки. Со стороны губернатора существует потребность в поддержке большинства и связи с федеральными игроками, со стороны «Единой России» - в укреплении позиций в регионе.
3. Островский и федеральный центр: способы взаимодействия
Алексей Островский как оппозиционный губернатор нуждается в каналах, способствующих укреплению его позиций на федеральном уровне. Чаще всего основным способом их расширения и укрепления является взаимодействие с федеральным руководством партий.
Ключевой фигурой, играющей важную роль в выстраивании эффективной модели отношений с Москвой и «Единой Россией», на протяжении долгого времени остается С. Неверов, глава фракции «Единой России» в Государственной думе и депутат от Смоленского одномандатного округа 175. Неверов хорошо знаком с повесткой Смоленской области. Его деятельность служит дополнительным каналом для взаимодействия с администрацией Смоленска и мэром города Владимиром Соваренко. С апреля Неверов координирует работу депутатских объединений «Единой России» в органах законодательной власти и местного самоуправления. Под особым контролем С. Неверова в Смоленской области находилось проведение праймериз «Единой России». На Смоленщине праймериз - особо важная предвыборная процедура для партии: губернатор выстраивает коалиционные механизмы, но остается деятелем оппозиции.
Выстраивание отношений с федеральным центром происходит за счет посещения региона политиками федерального уровня. В этом случае Алексей Островский выступает не только в качестве проверяемого губернатора, а как лоббист интересов региона. Так, можно отметить встречу А. Островского и председателя верхней палаты парламента В. Матвиенко, произошедшую в апреле. Матвиенко посетила областную детскую больницу после того, как в марте смоленское здравоохранение было подвергнуто критике замглавы Минздрава РФ Т. Яковлевой. В результате визита глава Совета Федерации отметила улучшения в регионе, в частности в сфере здравоохранения. Матвиенко поддержала инициативу губернатора о строительстве нового корпуса детской больницы.
Кроме этого, поддержку спикера Совета Федерации нашла другая более масштабная инициатива губернатора, направленная на решение проблемы, актуальной для регионов всей Центральной России. А. Островский предложил разработать федеральную программу закрепления кадров для ЦФО.
Важным элементом работы А. Островского является поддержание связи с федеральным руководством ЛДПР. В. Жириновский неоднократно отмечал, что удовлетворен работой губернатора. Основной характеристикой положения региона для центра остается улучшение ряда социально-экономических показателей и отсутствие серьезных негативных сигналов из субъекта.
4. Госдолг, «Квадра» и вызовы для межпартийного консенсуса
Социально-экономическая ситуация в регионе становится основным вызовом для межпартийного консенсуса в Смоленской области. Согласно годовому отчету об исполнении областного бюджета за 2017 год, общая сумма доходов по сравнению с 2016 годом увеличилась на 1439,7 тыс. рублей. Впервые бюджет исполнен с профицитом. Отмечается явная социальная направленность бюджета. В структуре расходов особенно выделялись направления «образование» и «здравоохранение». Сокращение объема государственного долга Смоленской области в 2017 году составило 3,5 миллиарда рублей.
Смоленская область -- один из тех субъектов, у которых доля бюджетных кредитов превышает долю коммерческих. Стремление сократить коммерческие кредиты было четкой установкой губернатора, так как процент по выплате бюджетных кредитов существенно ниже. Смоленская область входит в число лидеров по динамике сокращения госдолга (13%). Наращивание социальных расходов, повышенное внимание к сферам образования и здравоохранения обеспечили рекордно высокую поддержку В. Путина на мартовских выборах, деятельность которого всегда рассматривается через призму работы региональных властей. Постепенное оживление экономики региона стало отражаться и на социальной ситуации.
Формат дальнейшего теплоснабжения областного центра стал точкой разногласий между региональной властью и администрацией города Смоленска. Отказ мэра регионального центра В. Соваренко от выполнения обязательств по трехстороннему соглашению, которое было достигнуто в 2016 году между «Квадрой», администрациями области и Смоленска, по мнению губернатора приведет к тем проблемам с отоплением в Смоленске, от которых удалось избавиться несколько лет назад.
С точки зрения финансового результата сохранение МУПов, на котором настаивает администрация Смоленска, малоэффективно, в политическом же смысле МУПы являются главной политической опорой местной власти: руководители зачастую лояльны городской администрации. Попытка сохранить МУПы это скорее заявка Соваренко на сохранение контроля над местной элитой.
Так или иначе, сегодня «коалиционное правительство» -- достаточно эффективная политическая и управленческая модель, являющаяся ценностью не только для региона, но и для российской политической системы в целом. К тому же она уникальна. Роль губернатора Смоленской области А. Островского в ее создании довольно велика.