Неподалеку от Смоленска находится старинное село с необычным названием - Рай
70 лет советская власть пыталась построить рай на земле, но из этого, как известно, ничего не вышло. А здесь, совсем рядом со Смоленском, уже 200 лет стоит пусть маленький, но земной Рай. "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью", - пелось когдато в одной советской песне. Неужели эта сказка давно уже является реальностью, а мы об этом до сих пор практически ничего не знаем?
Благодатное место
Вот он Рай! Беру направление на горящий на солнце золотой шпиль Казанской церкви и пытаюсь продраться сквозь "райские кущи" старинного, еще дореволюционного, но до сих пор прекрасного парка. Наконец, выхожу к церкви, она вся в лесах. Возле нее суетятся рабочие, рядом - ультрасовременное здание нового магазина.
- Местные есть? - спрашиваю у рабочих.
- Мы все здесь на стройке не местные, а приезжие, - отвечает мне с заметным акцентом немолодой кряжистый загорелый человек, бригадир Гарик Григорьевич Данилян. - Местные почти все спились и поэтому не могут работать. Вот и Гена - тоже не местный, приехал из Узбекистана. А мы сюда, в Рай, в начале 90х годов приехали из Армении, после событий в Сумгаите, да так здесь и остались. Сейчас вот, слава Богу, и работа есть, и занимаемся богоугодным делом.
- Эта церковь восстанавливается исключительно на пожертвования частных граждан, - стал рассказывать еще один не местный товарищ, и я понял, что этот человек - как раз один из тех частных граждан, но представиться он не захотел. Сказал, что они с товарищами так договорились: пока не восстановят церковь, не будут громогласно вещать об этом.
- Скажите мне честно, почему вы вкладываете деньги в восстановление этого храма, ведь вы ничего с этого не имеете.
- Вы же видите, что творится кругом: повальное пьянство, вырождение, Смоленщина вымирает... Поэтому я считаю, что это Богоугодное дело, и мне очень хочется, чтобы храм вновь стал таким, каким был когдато. Чтобы после восстановления Казанская церковь стала местом, где собирались бы все люди, и отсюда бы началось возрождение старинного села. Я хочу, чтобы здесь вновь рождалось много детей, чтобы это почти угасшее поселение вновь стало многолюдным и чтобы здесь был настоящий рай. Кстати, есть легенда, что это село было так названо, потому что, как и смоленский Успенский кафедральный собор, стоит на благодатном месте. И я очень надеюсь, что Благодать вернется сюда.
А вот и люди местные, раевские!
Жертвователи, строители - все они, как выяснилось, не коренные смоляне. А вот Сергей с детства живет в Раю. Учился здесь школе, в старом, еще дореволюционной постройки здании, построенном местными помещиками. К сожалению, недавно эта школа сгорела.
- У нас в Раю можно жить, - рассказывал мне Сергей, - здесь красивая природа, тихо и спокойно. А местных жителей здесь называют "раевскими".
- Не райская жизнь в Раю, - вздохнула раевская бабушка Нина - Нелли Владимировна Семенова. Живет она в небольшом деревянном домике на окраине села. - Довоенное время я помню очень плохо, совсем маленькой была. Но село было тогда большое, в 39 году - 64 двора. Колхоз наш был имени Карла Маркса, пахали и сеяли много, а убирать урожай было особенно нечем, жали хлеб, как и в старину - серпами и косами. А потом началась война... Забрали всех мужиков, даже тех, кому было за пятьдесят. Тогда мели всех подряд, забрали и пацанов. Потом оккупация. Наши отступали. Немцы появились внезапно. Мы, женщины и дети, от страха убежали в кусты и оттуда хорошо видели, как через село немцы вели бесконечные колонны военнопленных. Было страшно. Во время оккупации жили плохо, потому что немцы отобрали весь скот, а зерно наши отступающие войска что спалили, что отравили.
Во время оккупации в нашей Казанской церкви был склад. И както ночью подростки залезли в церковь и чтото с этого склада украли. Немцы вскоре обнаружили пропажу, согнали всех жителей села к церкви, заставили выкопать траншею и выстроили вдоль нее весь народ. Затем объявили, что если те, кто своровал, не сознаются в содеянном, то расстреляют каждого третьего. У нас в селе тогда жила одна немка. Она очень долго разговаривала с немцами понемецки, видно, чтото им объясняла. И немцы всех отпустили. Так она спасла многим из нас жизнь. Люди тогда были ей очень благодарны. До сих пор, когда прохожу мимо нашей церкви, я всегда вспоминаю этот случай. А из 26 мужиков нашего села, что ушли на войну, вернулось после победы только два.
В 1948 году вышла я замуж за местного парня, звали его Михаил Лаврентьевич. Расписали нас в Михновском сельсовете. Он очень меня любил, и когда его призвали в армию, то каждый день писал мне письма, так хотел увидеть. Очень скучал по мне. А вся работа в Раю легла на плечи женщин. Мужиковто не стало!. Было очень тяжело, не было техники, все приходилось делать вручную. Мы не знали ни выходных, ни отпусков, работали от зари дотемна, но и этого было мало, поэтому ночью нас еще отправляли косить. Хотя и жили в Раю, а жизнь была совсем не райская. У меня 46 лет трудового стажа, а что я заработала?
При Хрущеве, когда нам на руки впервые выдали настоящие деньги (до этого были только трудодни). как мы были счастливы! Ой, девочки, мы получили целых 30 рублей! Это были тогда большие деньги. А потом... Работы не стало, рабочих выкинули на улицу, все заросло бурьяном. Мужики стали спиваться и от безысходности продавать все: скот, хлева, совхозное имущество. Тогда все пошло на продажу за копейки. Я часто думаю: зачем мы работали как проклятые, без выходных, без праздников и даже по ночам. Для чего все это было?
А сейчас и вовсе живем смешно. Официально наш Рай вообще никому не принадлежит. Хотя администрация и находится в Пригорском, но мы никого из них никогда не видели. Так и живем ничьи. Хозяина у нас нет, а бесхозное наше село умирает.
- Нелли Владимировна, - не удержался я от вопроса, - а как Вы думаете, кто виноват в такой ситуации?
- Виноваты во всем только власти. Людям некуда податься, некуда пойти.
Вот такая не совсем райская история и судьба у нашего смоленского Рая.
Владимир МАРКОВ