В Смоленске показали «Каникулы строгого режима»
Каждый режиссер знает, что снять добротную и по-настоящему смешную комедию невероятно сложно. Продюсерско-режиссерская братия боится комедий, как огня, потому как это дело заведомо провальное. Наградой «за доблестный труд» станут два-три хиленьких зрительских смешка… И это в лучшем случае! Именно по этой причине современный российский кинематограф испытывает острейший дефицит работ комедийного жанра. То сценария юморного, с огоньком нет, то режиссер откровенно слаб и с актерами сладить не в состоянии...
Посмотрев в декабре ролик «Каникул строгого режима», подумала: очередная развесистая клюква! Опять беглые зэки, менты, одичавшие «детки в клетке» и казарменные шутки на слабый «троячок». Элементы зоны в пионерлагере, да еще довольно посредственные актеры Безруков с Дюжевым в главных ролях у кого хочешь отобьют охоту посмотреть фильм.
Так что в кинотеатр я направилась, заранее злорадствуя и потирая руки: давненько мы не смеялись над выдохшимся отечественным кино, выхолощенным сериалами. Однако и пятнадцати минут просмотра хватило, чтобы понять: комедия удалась! Быть может, придти к такому выводу заставила фамилия сценариста Андрея Кивинова, автора блестящих серий первых сезонов «Улиц разбитых фонарей» и «Убойной силы». Кивинов – это бренд, штампующий щедрой рукой вкусный, поистине лирический юмор, который придаст особое очарование и прозе, и кино. Это тот случай, когда пересмешник тактично потешается над заведомо страшными и темными сторонами нашей жизни, бросая с экрана шутки, у которых вмиг отрастают крылья. Да и Джаник Файзиев что попало продюсировать не станет. Разве что букет из детских шалостей, неизбежной любовной интриги и - вагон и маленькой тележки юмора, который выворачивают на вас с экрана Безруков-Дюжев, неподражаемая Алена Бабенко и куча беззаботных, охочих на выдумки спиногрызов.
Не говоря уже о кивиновских гэгах, которые ушли «в массы» задолго до выхода фильма на большой экран. Например, фразеологизм «Будет и на нашей улице инкассатор!» начал гулять в народе с зимы. Посмотрели рекламный трейлер, и готово!
Малобюджетная картина цепляет зрителя «за горло» начиная с… титров ненавязчивым «самурайским» мотивчиком композитора Руслана Муратова (хорошее, эстетски-выверенное музыкальное сопровождение обеспечивает фильму 30 процентов успеха) и динамичным боевым «зоновским» началом. А уж если взять в расчет, что лента основана на реальных событиях, невольно зауважаешь съемочную группу: современная версия «Посторонним вход воспрещен!» с зэковским уклоном удалась на славу. Хоть и не шедевр, но все же нужно признать – у режиссера Игоря Зайцева получилась веселая и не пошлая, добрая и трогательная лирическая комедия «строгого режима».
Тем более что запутанная криминальная история Кольцова (Дмитрий Дюжев) и Сумарокова (Сергей Безруков) близка каждому русскому человеку, который привык не зарекаться от сумы и тюрьмы, и на протяжении всей своей жизни ищет в ней смысл, пытаясь измениться в лучшую сторону. Вот и Сумрак, оттрубивший «три ходки по пять», невольно становится совсем другим человеком. А помогают ему переродиться одичалые «пионеры» из неблагополучных семей, с которыми беглому уголовнику под несмолкающий зрительский хохот приходиться возиться на протяжении всего фильма. И за короткую отдушину-смену полностью преобразиться, скинув шкуру криминального авторитета и став… настоящим Макаренко!
И, несмотря на грустную предсказуемость сюжета (комедия едва не финишировала драмой на манер «Калины красной»!), когда прощаешься с последними кадрами картины, осознаешь: а ведь время-то потеряно не было! «Послевкусие» после просмотра остается сладкое, и грусть на сердце светлая, стало быть, смеялись мы не впустую…