Олень в парке Блонье никому не принадлежит
Олень в парке Блонье, безусловно, знаком каждому смолянину. Именно он – одно из излюбленных мест встреч. Гости города считают чуть ли не своим долгом сфотографироваться с ним как с символом Смоленска.
Скульптура на Блонье появилась после окончания войны. Изготовленная немецким скульптором Фризе, она была установлена в 1909 году перед охотничьим замком кайзера Вильгельма II в Восточной Пруссии. В 1944 году скульптура загадочным образом исчезла и через год была обнаружена красноармейцами на даче Геринга. По одной из версий, красноармеец родом из Смоленска решил, что она достойна украсить его родной город – и скульптуру вывезли в Смоленск.
Олень полюбился горожанам, вот только свою привязанность люди выражают по-разному. Для кого-то он – объект эстетического наслаждения, для других – объект совершения непонятных рациональному уму ритуалов. Например, курсанты военного университета в день выпуска считают своим долгом начистить скульптуре определенные участки тела. Брызги шампанского и вина отрицательно сказываются на бронзе – она от них зеленеет. Взрослые частенько сажают на спину оленю своих детей – и для памятного фото и забавы ради. Бронзовые стенки скульптуры достаточно тонкие – они под давлением могут просто сломаться. От того, что на оленя постоянно садятся, стирается фактура шерсти. Ногами исшаркали траву на постаменте – ее уже практически не видно. Но самое ужасное – благородное животное периодически лишают рогов. И сейчас у оленя нет фрагмента левого рога.
Говорят, что объектом вожделения охотников за цветным металлом оленьи рога становились четыре раза. Мы попытались найти ответственных за состояние этой скульптуры.
– Олень не является объектом культурного наследия, поэтому мы не ставили его на охрану, – сказали нам в Центре охраны памятников истории и культуры и посоветовали обратиться в Управление муниципальным имуществом и земельных отношений Администрации г. Смоленска.
Спустя месяц оттуда пришел ответ, что управление «не располагает сведениями о собственнике скульптуры оленя в парке им. М.И. Глинки и организации, ответственной за ее содержание в надлежащем виде». Получается, что скульптура никому не принадлежит?
В 1994 году немцы захотели вернуть скульптуру себе. Начальник городского управления культуры, внешних связей и туризма Сергей Викторович Жуков считает притязания немцев необоснованными:
– Этот вопрос нужно решать в паритетном порядке, возвращать и нам наши ценности, утраченные в ходе войны. Скульптура оленя в Смоленске оказалась по контрибуции – по справедливости. Безусловно, это достояние истории и памятник, который принадлежит городу. Если у очередного Геринга появилась очередная дача – пусть делает копии. Нам важно сохранить историю. Нужно придать памятнику надлежащий вид, восстановить утраченные элементы.
То, как защитить символ города от вандалов, предстояло решить на комиссии при Департаменте культуры. Одно из предложений – поставить вокруг оленя изящную ограду, чтобы ни взрослые, ни дети не могли оседлать благородное животное. Надо сказать, что перспектива появления еще одного забора в парке на Блонье горожан не воодушевляет. Более приемлемый вариант – разбить вокруг скульптуры клумбу. Хотя нарушителей правопорядка вряд ли остановит опасение примять цветочки. Пожалуй, самый надежный вариант – это зоркий глаз установленной видеокамеры.
Но как бы там ни было, олень продолжает оставаться без части рога!
– В начале сентября ко мне обратилась инициативная группа, желающая ко Дню города привести скульптуру в порядок, – рассказал Петр Аронович Фишман, скульптор, член Союза художников. – Однажды я уже восстанавливал оленю спиленный левый рог. Еще раньше отсутствующие фрагменты рога доделывала Александра Никитична Русецкая. Технология литья не позволяет отлить такую сложную конфигурацию единым целым – отлитые отдельно части соединяются. «Родной» рог оленя был на болтовых соединениях, мы для этих целей применяли сварку. Когда на роге повисли – предполагаю, что это было так – часть его отломилась по месту соединения. Такого обращения никакая сварка не выдержит.
Конечно, радует, что есть люди, неравнодушные к состоянию объектов искусства и города в целом. Только у нас почему-то наводить порядок принято только к торжественным датам и праздникам. Прошел День города – и разговоры об олене умолкли.
– Порядок постановки скульптуры на государственный учет предусмотрен 73 Федеральным законом. Инициатива должна исходить от муниципальных властей, – только это сказал по поводу оленя директор центра охраны памятников истории и культуры Виталий Алексеевич Казепин.
Один олений рог весит 200 кг. Стоимость килограмма литья на сегодняшний день составляет 700 рублей. Это без расходов на установку и предшествующие литью работы. Вопрос о деньгах всегда самый животрепещущий. Но разве он важнее того, какое отношение к искусству и родному городу мы воспитываем у наших детей, гуляющих по парку и созерцающих комолого оленя?
Наталья Андреева, фото автора