Как смоленские художники обули петербужцев в «одухотворенные бахилы»
Смоленские художники приняли участие в ярмарке современного искусства SAM FAIR - 2019, которая проходила в Музее стрит-арта в Санкт-Петербурге. Первый в мире и единственный в России Музей стрит-арта расположен на территории действующего Завода слоистых пластиков в городской черте Санкт-Петербурга. Здесь уличное искусство соседствует с реальным производством, а работники предприятия напрямую общаются с художниками. Граффити на стенах производственных помещений (снаружи и внутри) и арт-объекты на необычных заводских улицах (например, улица Тропа Зайцевых) создают уникальную творческую атмосферу. Одна из недавних выставок в этом музее называлась «Хоть стой, хоть падай!».
Именно тут проводится самая демократичная и веселая ярмарка современного искусства SAM FAIR - дикая смесь экзотики и абсурда в сочетании с тематическими лекциями и интеллектуальными обсуждениями на актульные темы. В ней в разное время участвовали культовые персонажи современной арт-сцены Олег Кулик, Андрей Бартенев, Сергей Пахомов (Пахом), Владимир Дубосарский, Гоша Острецов и другие.
Говорящие имена и названия дают представление об общей ярмарочной обстановке 2019 года - это арт-группы «ЕлиКука» и «Партия мертвых», галереи «Пальто» и «Свиное рыло», театр маски «Странствующие куклы Господина Пэжо», перформанс художника Курил Что «Сладкая вата», инсталляция Александра Шишкина-Хокусая «Спящая красавица» (впервые была представлена под названием «Театр безумца, или Сумрачный лес»). Во время работы ярмарки по улицам северной столицы курсировал расписанный граффити Art bus, внутри которого проходили различные выступления и перформансы. А красавица Востока луноликая Лейла на торговой территории просила «позолотить ручку» в обмен на эксклюзивные монеты достоинством 0 рублей и 0 биткоинов (проект художника Кирилла Шаманова).
В этом году на участие в SAM FAIR было подано более 500 заявок: из Санкт-Петербурга, Москвы, Перми, Екатеринбурга, Рязани, Пензы, Нижнего Новгорода, Казани, Омска, Краснодара, Пензы, Брянска, Смоленска и других городов. В результате конкурсного отбора выбрали 158 участников, среди смолян - Анну и Дмитрия Зиминых, Эдуарда Кулемина, Владимира Зайцева. Авторам в экспозиции был предоставлен отдельный выставочный павильон, его пространство можно было организовать по своему усмотрению. Наш город на ярмарке представляла также галерея «Дом молодежи», делегаты которой вели переговоры о сотрудничестве с искусствоведами, коллекционерами и художниками.
- Очевидно, что современное искусство преодолевает свойственную ему отчужденность и становится ближе самому широкому зрителю. При этом не стоит забывать, что это мегавыставка и у нее есть кураторы, приложившие усилия, чтобы дать возможность высказаться и встретиться самым разным художникам. У каждого художника есть уникальная возможность выставиться на одном уровне с участниками Венецианской биеннале (как, например, Шишкин-Хокусай), это демонстрирует объективную картину происходящего, независимый от институциональных или государственных, идеологических рамок взгляд. Ярмарка - это всего лишь способ организации информации и пространства. С легкостью это название можно заменить на ностальгическое «фестиваль» - время и место, когда все показывают, кто во что горазд, и общаются, весело проводят время, рождая новые коллаборации, - поясняет куратор галереи «Дом молодежи» Яна Двоенко.
Смоленские художники впервые приняли участие в SAM FAIR, и удачно вписались в общий контекст. Анна Зимина привезла на ярмарку свои абстрактные пейзажи, ландшафты и натюрморты, показанные смолянам на персональной выставке «Здесь почти как дома». Дмитрий Зимин представил телесные фрагменты из серии «Плотность». Графика Владимира Зайцева (его персональная выставка «Возможность выбора» прошла недавно в Санкт-Петербурге) так же вызвала интерес у зрителей.
- Три дня, проведенные в атмосфере праздника. Немыслимое количество знакомств, встреч и разговоров. У меня приобрели несколько работ. Пусть и в нижнем ценовом диапазоне, но самое главное, что купили начинающие коллекционеры, и это внушает надежду, что арт-рынок, об отсутствии которого так любят писать СМИ и рассуждать художники, формируется и что совсем скоро появится целое поколение людей, не мыслящих свою жизнь без искусства, и для кого-то из них собирание станет смыслом жизни, - поделился впечатлениями Владимир Зайцев.
Павильон Эдуарда Кулемина был буквально завален работами разных лет и стилистик, к которым вела «ковровая» дорожка из «Стихов кассового аппарата». Новинкой сезона стала его инсталляция «Одухотворенные бахилы», в сопроводительной записке к которой было написано: «Эти бахилы использовались посетителями при осмотре экспозиции Смоленской государственной художественной галереи. В результате воздействия возвышенных культурных энергетик они получили определенную дозу одухотворения и содержат в себе эстетический заряд, достаточный для причисления их к статусу произведения искусства. Таким образом, одухотворенные бахилы попадают в контекст современного арт-процесса с соответствующим возвращением в галерейное и музейное пространство (безотходное культурное производство).»
Существует мнение, что арт-рынок в России не развит - количество художников сильно превышает число галерей, способных заниматься продажей их работ. Единицы авторов могут зарабатывать на жизнь своим творчеством, и многие вынуждены заниматься искусством в свободное от основной работы время. Специалисты считают, что покупка произведений искусства - это способ поддержать локальную арт-сцену и социальная миссия.
- Деньги - первая великая абстракция, а искусство - вторая. Покупать искусство - это, в определенном смысле, то же самое, что и заниматься им. И коллекционеры - такие же мечтатели и художники, особенно когда расстаются с деньгами за перформанс или видео-арт. А на SAM FAIR был представлен широкий арсенал техник: от театра до световых инсталляций и объектов, - комментирует арт-ярмарку Яна Двоенко.