Смоленская крепость: фантазии и реальность
Музей истории православия, молодежный центр, ресторан исторической кухни и другие необычные проекты по благоустройству и использованию Смоленской крепостной стены и прилегающих к ней территорий представлены на международной выставке «Дизайн прежде всего» в КВЦ им. Тенишевых. Летом этого года по инициативе Смоленского регионального отделения Союза дизайнеров России и при поддержке Фонда президентских грантов стартовал образовательный и просветительский проект «Международная школа дизайна архитектурно-исторической среды», получивший сокращенное название «ДизАрхИст». В его рамках 20 молодых дизайнеров и студентов-старшекурсников из России и Белоруссии прошли 10-дневный курс интенсивного обучения и получили специализированные знания и навыки проектирования в исторических местах.
Главным объектом приложения сил и таланта участников стала Смоленская крепостная стена. Пленэры, лекции и семинары по истории, архитектуре, охране памятников, туризму и ландшафтному дизайну прошли в разных городах России: Смоленске, Вязьме, Рязани, Калуге, Туле, Зарайске и Коломне. Итогом напряженной работы стали проекты студентов профильных вузов России и Белоруссии, выполненные под руководством опытных наставников, с которыми смоляне могут ознакомиться на выставке «Дизайн прежде всего». В экспозиции представлен 31 планшет, на которых участники «ДизАрхИста» графически выразили свои идеи.
- Агрессивное, бездумное вмешательство в архитектурно-историческую среду, как и другая крайность - чрезмерная музеефикация, - это, на мой взгляд, неправильный путь. В ходе обсуждений с историками, археологами, краеведами и представителями общественности определились приемлемые методы и подходы в нашей работе. Представленная к широкому обсуждению концепция не является проектом для обязательной реализации. Это наша мечта, программа-«максимум», которая должна стать кладезем идей, лучшие из которых имеют право на воплощение, - поясняет руководитель проекта профессор кафедры дизайна СмолГУ Юрий Трусов.
Впервые Смоленская крепостная стена рассматривалась как единый архитектурный ансамбль и доминирующее сооружение в исторической части города. Для сохранившихся участков башен и прясел дизайнеры обозначили новые функции и смыслы, а для разрушенных предложили новые мемориальные формы в современной городской застройке.
- Наконец-то дизайнеры занялись Смоленской крепостной стеной на хорошем профессиональном уровне. Некоторые идеи мне не понравились, когда современность агрессивно вклинивается в старину, а некоторые вполне воплощаемы. Например, проект соединения прясел Громовой башни с противоположной стеной интересен по форме. Хорошо придумано с ареной, где можно будет выступать, показывать театральные постановки. А вот благоустройство восточного участка крепостной стены вызывает вопросы. Для фотографа это любимые места для съемки. Одно дело - внутренние части, дорожные коммуникации И совсем другое - окружающие овраги и старинный вал. Определенную дикость ландшафта нужно обязательно сохранить, - поделился своим мнением председатель Смоленской региональной организации Союза фотохудожников Игорь Чернов.
Новые проекты вызвали массу противоречивых мнений, что свидетельствует об актуальности заложенных в них идей. Бурная полемика возникла по концепции обустройства ЦПКиО «Лопатинский сад», которая была представлена смоленскому градоначальнику Андрею Борисову. Напомним, что территория парка будет участвовать в отборе площадок реализации проекта «Комфортная городская среда».
- Год назад мы обратились к смолянам с просьбой присылать свои проекты и предложения по благоустройству Лопатинского сада, но пока ничего вразумительного нам не предложили. А вот благодаря проекту «Диз-АрхИст» появились идеи, которые можно реализовать, - сказал директор смоленского ЦПКиО «Лопатинский сад» Дмитрий Самохвалов.
На днях прошло публичное обсуждение проектов в креативном пространстве «Штаб», в котором участвовали смоленские дизайнеры, архитекторы, историки, экскурсоводы, блогеры, журналисты и просто люди, не равнодушные к судьбе Смоленской крепости.
- Помимо развития дизайнерских навыков, мы старались дать студентам исторические знания по проектируемым объектам и познакомить с существующим законодательством, чтобы они знали, что можно делать и чего нельзя. Конечно, в полном объеме представленные проекты не могут быть реализованы. Они фантазийные, но имеют перспективу на воплощение. Возможно, некоторые идеи вызовут возмущение смоленских обывателей. Но это попытка заглянуть в будущее, показать, каким оно может быть. И чем больше сейчас будет споров, тем лучше. В спорах рождается истина, - комментирует ситуацию Игорь Шкурлов, ответственный за историческую часть «ДизАрхИст».
Анатолий Соловьяненко.