Проблема общественного транспорта в нашем городе с каждым годом становится все острее
Смоленские трамваи: одна большая железная проблема, или Последняя возможность не утонуть в пробках.
Назрело
Проблема общественного транспорта в нашем городе с каждым годом становится все острее. Муниципальные автобусы и трамваи ходят откровенно редко. А сесть на маршрутки часто можно только на конечной. Да и нельзя же бесконечно увеличивать количество «газелей». Есть ощущение, что если город еще и не стоит в одной большой пробке, то вот-вот встанет. И все чаще эту тему затрагивают смоляне в своих разговорах. И одной из основных точек преткновения становится трамвай. Как всегда, бытует два диаметрально противоположных мнения.
ЗА...
Первое разделяют в основном автомобилисты и те, кто живет далеко от трамвайных путей и редко передвигается на трамвае. Давно пора убрать этот архаичный вид транспорта! Выкопать рельсы, расширить дороги, пустить троллейбусы. Плюсы, конечно, очевидны. Шум и вибрация в домах, расположенных вдоль путей, значительно уменьшатся, автомобильному транспорту будет легче и быстрее пересекать некоторые сложные перекрестки (перекресток на Медгородке или Николаева-Гагарина, где автомобилисты подолгу двигаются черепашьим шагом и ждут своей очереди, чтобы пересечь перекресток).
...И ПРОТИВ
Нельзя забывать и о минусах. Какой общественный транспорт сможет справиться с таким же объемом пассажиров, как трамвай, не стоять со всеми в пробках, работать допоздна? Посчитайте сами, сколько понадобится маршруток с 15 пассажирскими местами, чтобы заменить хотя бы один трамвайный вагон в час пик. Есть предложение заменить трамваи троллейбусами. Вы сами часто ездите на троллейбусах по Большой Советской? А ведь их собирались запустить вместо убранных во время реконструкции улицы трамваев.
Второе мнение - не надо ломать, а, наоборот, нужно улучшать и модернизировать трамвайную систему. Построить нормальные переезды через рельсы, оградить трамвайные пути от основной проезжей части, чтобы особо шустрые водители, пытаясь поскорее проскочить перекресток, не заезжали на рельсы и не мешали проезду трамвая. Отремонтировать пути, чтобы вагон не подпрыгивал и не гремел, будто готов рассыпаться в любую минуту. Если бы все это было реализовано, то и основной конкурент - маршрутки по многим показате- лям явно проиграли бы. Что вы предпочтете: за 20 минут легко и без пробок пересечь полгорода или ехать в «Газели», которая того и гляди встанет в очередной большой пробке?
Взгляд со стороны
Проблемы с общественным транспортом тяжкий крест любого крупного города. Во многих городах этот вопрос пытаются решить именно за счет уничтожения трамвайной сети. Уж больше не прокатиться на трамвайчике ни в Архангельске, ни Иваново, ни Воронеже. Хотя Москва, еще недавно сокращавшая линии как неперспективные, официально огласила планы о создании в ближайшие 20 лет системы скоростного трамвая. Да и в Петербурге жители бьются за сохранение трамвайной сети.
Конечно же, при хорошо развитой системе городского общественного транспорта проблем на дорогах стало бы поменьше. Мировая практика показала, что автомобилисты активно пересаживаются только на рельсовый транспорт. Введение скоростных автобусных/троллейбусных систем давало от силы пять процентов от общего числа сменивших личный транспорт на общественный.
В заключение
Вот небольшой пример из истории, актуальный и сейчас.
В Москве в 30-х годах началась первая атака на трамвай. Вместо снятого на Садовом кольце трамвая пошло большое количество автобусов, но автобусы имели недостаточную вместимость и не справлялись с большим потоком пассажиров. Троллейбусы, пущенные вскоре, также не смогли заменить трамваи. Непродуманная ликвидация трамвая и беспомощность других видов наземного пассажирского транспорта привели к транспортному коллапсу в центральной части города. Эту градостроительную ошибку признали и сами городские власти.