Экскурсия по новой пристройке школы 33 и беседа с её директором обо всех насущных проблемах смоленского образования
Что же внутри?
Конечно, очень логично (и не менее символично), чтобы пристройка распахнула свои двери для школьников в День знаний. Однако если этого не случится 1 сентября, можно ли говорить о том, что она откроется, скажем, 15 сентября? Или 25-го? Или 3-го октября?..
Все усилия администрации Смоленской области, администрации города Смоленска и администрации школы нацелены на то, чтобы 1 сентября пристройка к школе заработала. Для этого, повторюсь, необходимо получение двух положительных заключений от Госпожнадзора и Роспотребнадзора, которые позволят в итоге получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в новом здании. А после открытия пристройка даст ученикам и педагогам большие возможности для того, чтобы не просто разгрузить школу, но и разнообразить и обогатить образовательный процесс.
Пристройка рассчитана на 575 мест, но уже сейчас мы изменили функциональное назначение нескольких помещений (перепрофилировав их под учебные классы), чтобы как можно большее количество детей могло учиться в первую смену.
Пристройка имеет класс робототехники и проектной деятельности, класс для занятий хореографией, оборудованный зал для занятий фитнесом и лечебной физкультурой, новый современный класс для занятий ИЗО и работы ИЗО-студии (во внеурочное время), актовый зал, отдельные помещения для школьного музея и информационно-библиотечного центра. Восемь помещений оборудованы для начальных классов, остальные для основной и старшей школы. Есть отдельный медицинский блок (оснащённые современным оборудованием кабинеты врача, стоматолога, прививочный и процедурный). Есть и зимний сад рекреационная зона для отдыха учеников, а также два больших компьютерных класса.
Ваша школа неоднократно попадает в ТОП100 лучших школ России. Простая математика показывает, что в России гораздо больше ста городов, следовательно, далеко не в каждом из них есть школы, сравнимые в этом плане с вашей. С какого года вы держите «пальму первенства»?
Начиная с 2013 года, наша школа ежегодно попадает в ТОП100 лучших школ России. Этот конкурс проводится профильными комитетами Совета Федерации и Госдумы, а его главный организатор Международная академия качества и маркетинга. Каждый год мы подаем документы на участие в рейтинге по различным направлениям.
Вы единственная школа Смоленска, которая попадала в ТОП100?
Нет. Кроме нас, лауреатами конкурса в разные годы становились школы 32, 37, 40, а также гимназия имени Пржевальского. Но стоит отметить, что мы ежегодно с 2013 года участвуем в данном рейтинге (и во всех остальных) и становимся лауреатами в различных номинациях. Так, в 2019 году стали лауреатом в номинации «Современная школа территория инноваций и развития».
Есть ещё рейтинг ТОП500. В нём школа 33 тоже была неоднократно замечена.
Рейтинг ТОП500 проводился с 2013 по 2017 годы. Критериями для попадания в него были два показателя: результативность ЕГЭ и результативность участия учеников в областном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников. Ежегодно от Смоленской области в ТОП500 традиционно попадали тричетыре школы, в том числе и мы.
Есть ещё один рейтинг, наиболее важный для нас это рейтинг школ, проводимый агентством РАЭКСАналитика. Критерии для попадания в него процент количества выпускников, которые поступают в ТОП50 вузов России. В течение двух последних лет мы входим в 200 лучших школ Центрального федерального округа, в десятку лучших в регионе школ и занимаем второе место в этом рейтинге (после лицея имени Кирилла и Мефодия).
Куда уйдем со школьного двора
Вы знаете статистику распределения ваших выпускников по вузам Смоленска и в целом по России?
Конечно. Собрать такую статистику в год выпуска несложно. Хотя отследить дальнейшую судьбу наших учеников (кто доучился до диплома, а кто ушел из вуза) уже сложнее. По поступлениям могу сказать, что в Смоленске на первом месте наш традиционный партнер Смоленский филиал энергоинститута. Это понятно и очевидно. У нас давно действует договор о сотрудничестве и сетевой форме реализации образовательных программ с этим вузом, мы дружим уже несколько десятилетий.
Ну да, школа 33 всегда считалась школой, которая готовит студентов для энергоинститута.
Да, и в своё время так оно и было. Когда ещё не было ЕГЭ, выпускные экзамены в нашей школе являлись для учеников одновременно вступительными экзаменами в энергоинститут. Но потом ЕГЭ внёс в этот процесс свои коррективы.
В МЭИ больше поступают в московский, головной вуз или в наш смоленский филиал?
В смоленский филиал, конечно, больше. Есть и такие студенты, кто поучился в МЭИ и в Смоленске, и в Москве. И они, между прочим, говорят, что в нашем филиале готовят лучше. При том, что диплом МЭИ что в Москве, что в Смоленске «одинаковой пробы», за подписью ректора вуза.
Также ежегодно наши выпускники поступают в МГУ имени Ломоносова, СПбГУ и ВШЭ (Высшую школу экономики). За последние годы всё больше намечается тенденция поступления именно в ВШЭ, поскольку она даёт возможность учиться на экономических и управленческих специальностях на бюджетной основе. (В других вузах эти направления, как правило, полностью платные.) Выпускники естественнонаучных классов нашей школы поступают, например, в Сеченовский Университет, Менделеевку Российский химикотехнологический университет и, конечно, в Смоленский государственный медуниверситет. В целом, как видите, география поступления достаточно большая.
При этом год от года всё большее количество выпускников гуманитарных классов поступает на платное высшее образование. И причина этого вовсе не ухудшение результатов ЕГЭ, а, как я уже упомянул выше, платность экономических специальностей во многих вузах. Но абсолютное большинство выпускников технологических и естественнонаучных классов продолжает учиться бесплатно.
Как, на ваш взгляд, их привлечь?
Это системная проблема. Для обеспечения молодых педагогов высокой зарплатой одного желания директора муниципальной школы недостаточно. Хотя, например, в нашей школе система финансирования молодых специалистов отличается от других. Кроме обязательной для всех молодых специалистов выплаты (3 тысячи рублей каждый месяц в течение первых пяти лет получают выпускники с дипломом с отличием, 2 тысячи выпускники с обычным дипломом), из надтарифного фонда в нашей школе производится хорошая ощутимая надбавка. Это изысканные внутри образовательной организации ресурсы, позволяющие оказать дополнительную адресную поддержку молодому учителю.
Но, по моему глубокому убеждению, одним лишь материальным стимулированием учителей в школу не привлечешь. Для этого необходимо как минимум в общенациональном масштабе повысить престиж профессии педагога. На достижение этой стратегической задачи ориентирован национальный проект «Образование» в целом и федеральный проект «Учитель будущего» в частности.
Продержаться три года
А для педагогов что поменялось? Например, всем знаком хрестоматийный образ учителя, который вечерами проверяет тетрадки. Ведь наверняка и сейчас то же самое?
Да. Оптимальная учебная нагрузка для педагога составляла и составляет 18 часов в неделю (с учётом всех психофизиологических затрат). Но сегодня вы, пожалуй, не найдёте педагога, который работал бы только с нагрузкой 18 часов в неделю. Многие работают на 30 и более часов практически на две ставки.
Исключительно по финансовым соображениям?
Не только. Также по соображениям кадрового дефицита. В последние годы в России наблюдается большой демографический прирост, количество первоклассников год от года увеличивается, а количество учителей начальных классов, напротив, уменьшается.
Вот вы говорите про вечернюю проверку тетрадей Периодически я со своими педагогами разговариваю на предмет кратности проверки тетрадей. Если, допустим, в пятом классе тетради по русскому языку и математике нужно проверять каждый день, то в девятом классе таких требований нет. Не было их и в советское время. Однако педагоги моей школы попрежнему это делают. На мой вопрос: «Зачем?» они отвечают так: «Если мы не будем проверять, дети не будут выполнять домашнее задание».
Такая ставка на результат, конечно же, оправдана, когда мы видим конечный результат. Но трудозатрат для этого приходится приложить больше. Если посмотреть на упражнения для пятого класса и для девятого, понятно, что в последнем случае времени на проверку уходит существенно больше. Не каждый молодой педагог способен на такие дополнительные трудозатраты. У нас даже действует такое негласное правило: если в течение трех лет молодой педагог проработал в школе и не ушёл, значит он останется в профессии навсегда. Поэтому мы стремимся, чтобы в нашей школе молодой педагог отработал три и более лет, создаём для него все возможные условия.
Коронавирус и новый учебный год
Вспоминая конец прошлого учебного года, эпидемию коронавируса, вы не вздрагиваете от того форсмажора, в котором пришлось работать и педагогам, и ученикам? Ведь ничего же не было понятно, всех ото всех изолировали, никто не был готов к дистанционному обучению
Вы правы, система общего образования оказалась в очень сложной ситуации. Ещё не были внесены изменения в федеральное законодательство о «легализации» дистанционного обучения, но вместе с тем, когда в условиях изоляции нас обязали организовать образовательный процесс с использованием дистанционных технологий, мы первым делом провели мониторинг наличия доступа к интернету у каждой семьи. Из 1790 учеников обнаружились такие семьи, в которых дватри ребёнка и всего лишь один гаджет для выхода в интернет. Таким семьям мы выдали по ноутбуку (под расписку и гарантии сохранности), чтобы они не шли на дополнительные финансовые траты.
К сожалению, не было достаточно времени на системное переобучение педагогов. Но переход на дистант совпал с продлёнными каникулами, и мы провели педсовет и несколько обучающих семинаров на тему «Возможности дистанционного обучения в современных условиях».
Координирующую работу проводила администрация школы. Предварительно системный администратор подготовил восемь кабинетов в надежде на то, что нам разрешат из школы проводить видеоуроки. После введения режима самоизоляции был проведён мониторинг всех имеющихся образовательных ресурсов. Ряд школ пошёл по пути выбора какогото одного ресурса, к которому прикрепляли всех учеников. Мы же дали нашим педагогам полную свободу действий. Они изучили ресурсы и выбрали самый, по их мнению, удобный, на котором зарегистрировали себя и своих учеников. В процессе погружения в дистанционный режим некоторые поменяли эти ресурсы.
Многие из начальной школы остановились на платформе Учи.ру. Более половины учеников школы вместе с учителями были зарегистрированы на ЯКлассе. Я и сам отказался от ряда платформ и в итоге перешел на ЯКласс. На мой взгляд, это очень удобная платформа, которая позволяет загружать свои задания, прикреплять собственные образовательные продукты и вести необходимый контроль.
Конечно, сказать, что все сто процентов педагогов проводили видеоуроки я не могу и не буду. Руководитель, который заявляет подобное, выдает желаемое за действительное. Из всех педагогов школы 33 100 штатных сотрудников были включены в дистанционное обучение, 37 педагогов каждый день проводили онлайнуроки. Если же говорить об охвате электронным обучением, то сто процентов учителей работали по такой схеме.
Учебный план прошлого года был выполнен?
Да. Основная образовательная программа по всем предметам учебного плана была освоена полностью. Другое дело, что каждый педагог, освоивший ту или иную тему в дистанционном формате, осознает отдельные педагогические лакуны, «белые пятна», понимает, какие дидактические единицы нужно повторить или закрепить в начале нового учебного года. Кроме этого, современные образовательные стандарты дают возможность учителю поменять изучаемые блоки материала. С данной целью программа, например, по математике разрабатывается сразу на 10й и 11й классы. Конец 10го класса это по традиции изучение темы «Производная». Однако, понимая всю сложность и важность этой темы, учителя математики приняли решение в условиях пандемии коронавируса перенести её изучение на начало 11го класса.
В целом, видя результаты промежуточной аттестации, видя достаточно высокие результаты ЕГЭ2020, я прогнозирую, что больших проблем в новом учебном году быть не должно. Но, зная трепетное отношение наших учителей к результату, думаю, что интенсивность учебного процесса в первой четверти будет несколько выше, чем обычно. В том числе и потому, что решением Минпросвещения России ученикам 59 классов в этом году предстоит написать не одну серию всероссийских проверочных работ (ВПР), а две, поскольку во время дистанционного обучения они их не писали. Нынче они напишут ВПР в сентябреоктябре, по итогам прошедшего года, и ещё несколько весной.
А формат учебного процесса будет классический?
С точки зрения содержания образовательного процесса мало что поменяется. А с точки зрения необходимости выполнения рекомендаций Роспотребнадзора, ожидаются изменения. Здесь я, правда, хочу поддержать своих коллег, которые со страниц «Учительской газеты» (и не только) говорят о невыполнимости таких требований. Речь идёт о том, чтобы дети как можно меньше контактировали друг с другом, чтобы отменить кабинетную систему (не дети ходят по школе, а учителя ходят к детям; за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет; если для начальных классов это не проблема, то для старших фактор, создающий угрозу для углубленного изучения предметов и полноценного профильного обучения).
Есть ещё одна рекомендация, которая для большинства массовых школ и нашей школы в частности невыполнима, давать звонки начала уроков и их окончания для разных классов в разное время (чтобы перемены у разных классов не совпадали). Как сделать такой скользящий график звонков, ума не приложу. С одной стороны, мы говорим о желаемом переходе в односменный режим, однако введение такого скользящего графика приведёт к тому, что школа из двухсменки должна будет перейти практически в трёхсменку.
Но мы всё же сохраняем надежду на то, что выйдем на обучение в обычном формате при сохранении привычного расписания уроков и звонков. И даже надеемся на проведение традиционной праздничной линейки 1 сентября. Особенно хочется, чтобы такая линейка состоялась для будущих первоклассников, которых ожидают новые кабинеты в пристройке к школе 33, возведенной в рамках регионального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование».
беседовал Евгений Ванифатов