Икона Николая Чудотворца написана яичной темперой и сусальным золотом на кипарисовом дереве, с грунтованном левкасом по полотну. По обе стороны от нимба образа Святого находится греческая надпись красными буквами, идентифицирующая Святого: Ο ΑΓ(ΙΟC) ΝIΚ(ΟΛΑ)ΟC (Святой Николай). Была обрамлена красной краской в виде простой узкой полосы.
Николай Угодник изображен по пояс, с бородой и в епископском облачении, а из одеяний имеет простой розовый фелонион (ризу) и белый омофор - (длинное, похожее на шарф) одеяние, украшенное большими черными крестами, подчеркивающим статус Святого Николая как епископа. В левой руке он держит Святое Писание, почтительно прикрытое своей одеждой (в древности одной из ролей епископов было толкование и обучение людей словам из Евангелия), а его правая рука поднята в жесте благословения. Украшение Евангелия представлено жемчугом и драгоценными камни, выложенные в виде креста, в то время как оригинальная греческая надпись на книге стерта и ее содержание для современных историков остается загадкой. Икона написана на пяти деревянных брусках, скрепленных сзади четырьмя деревянными рейками, которые неоднократно реставрировались. Два концентрических надреза отделяют его золотой нимб от фона, в древности аналогичные надрезы использовались в качестве предварительной разметки будущего образа.
Святой Николай, имеет несколько имен, таких как архиепископ Мир Ликийский, Святитель Николай, Николай Угодник и Николай Мирликийский. Данная икона, предположительно, являлась частью святилища православного храма (иконостаса) в качестве престольной иконы. Если это так, то церковь, в которой была найдена икона, могла быть посвящена Святому Николаю.
Черты лица святого соответствуют традиционному иконографическому типу, установленному для Святого Николая в византийский период и описанному в Руководстве художника XVIII века монахом Дионисием Фурнским (Papadopoulos-Kerameus 1909; Hetherington 1974: «старец, лыс, с округлою бородою»). Эта икона воспроизводит иконографический образ святого Николая, который, по-видимому, был создан во второй половине 15 века критским художником Андреасом Рицосом (Vassilaki 1999, 126; Chatzidakis 1985) и который стал очень популярным в последующие века (Acheimastou- Potamianou 1986).
Среди икон, приписываемых этому художнику, на которых запечатлен образ Святого Николая в очень похожем виде, есть трехстороннее панно из церкви Святого Николая в Бари, на котором также изображены Богородица и Иоанн Богослов. Похожа на это изображение и икона святого из монастыря Гония на Крите (Borboudakis 1993). Дополнительными элементами иконы Гония являются мелкие изображения Христа и Богородицы по обе стороны от святого, дающие ему атрибуты его служения: книгу Евангелий и омофор. Эта иконографическая деталь, отсылка к чуду во время Первого Вселенского Собора в Никее (325 г.), очень часто встречается на иконах святителя Николая этого типа (Vassilaki, 1999).
Что касается стиля, художник этой иконы также следует критской традиции 15 века. Моделирование лица оливково-зеленым цветом для теней и теплой охрой для кожи и белых бликов на лбу, щеках и под глазами встречается в иконах Рицоса, а также в работах Ангелоса Акотантоса (первая половина 15-го века). века), например, икона святого Николая со сценами из его жизни из собрания К. Зимариса, Корфу. Тем не менее, стиль росписи в данном случае не такой изысканный, как у этих двух выдающихся критских художников 15 века. Например, блики на лбу Святого Николая немногочисленные и слишком жирные, в отличие от тех, что на изображениях, нарисованных Рицосом, который использует более плотную сеть чередующихся жирных и тонких линий. Одним из таких примеров является икона Христа Пантократора из монастыря Святого Иоанна на острове Патмос. Также прорисовка складок драпировки Николая Угодника более плоская и схематичная по сравнению с картинами Андреаса Рицоса. С учетом этих стилистических моментов эту икону точно можно отнести к работам этого критского художника начала 16 века, который хорошо знаком с критскими иконами 15 века, но вряд ли следовал их изначальному стилю исполнения.
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)