"Чумной Доктор на вашу голову!". В Смоленске показали российский комикс в духе Достоевского
1 апреля на российский экран вышел «Майор Гром: Чумной Доктор» Олега Трофима первый во всех смыслах «грамотный» кинокомикс отечественной «выделки», который демонстрирует, что и у нас научились серьезно работать с непривычным для русского менталитета жанром. «Майор Гром» получился предельно аутентичным, изысканно стильным и головокружительно драйвовым.
Казалось бы, фабула картины вращается вокруг банальных, типичных для этой манеры съемок перестрелок, погонь и драк. А вот и нет! Создатели сверхновой российской киновселенной Bubble Studios доказали: оказывается, даже простецкий комикс может затронуть серьезные, остро - социальные темы. И при этом быть визуально и технически идеальным. Картина про справедливость, дружбу и закон получилась интереснейшая!
Впрочем, робкие попытки освоить новую для российского кинематографа стилистику предпринимались и раньше. В 2009 году Александр Войтинский снял «Черную молнию», потом появились «Защитники» Сарика Андреасяна. Попытки оказались неубедительными. Медведь с пулеметами на спине смотрелся абсурдно, наивная «Черная молния» недалеко ушла от традиционного, построенного по психологическим канонам фильма с элементами научной фантастики.
«Майор Гром» - это совсем другая история! Наш супергерой (Тихон Жизневский) не бегает по улицам в трусиках поверх трико и не плюется, как положено мутантам, липкой паутиной. Игорь Гром самый обычный человек, у которой нет никакой суперсилы, богатства и инновационных гаджетов. Он всего лишь бесстрашный полицейский из Санкт-Петербурга, готовый идти до конца. Гром привык работать в одиночку. Талантливый и своенравный. Терпеть не может бумажную работу и безликую униформу, ходит в стильной кожаной куртке и кепке. Этакий Меглин из сериала Юрия Быкова «Метод», который всегда действует по своим правилам, общается с маргиналами и ищет справедливость там, где ее быть не может. Ради поимки злодеев он способен пойти на крайние, нарушающие закон меры. Его боевой арсенал предельно прост железная логика и крепкие кулаки. А еще харизматичный майор, как и Меглин, живет в обветшавшей квартире студии под питерской крышей и обожает шаверму (заметьте, не шаурму, как принято называть это нехитрое яство в Москве).
Так на экране вырисовывается практически идеальный образ народного защитника питерского Готэм - сити, понятный каждому.
Однажды он задержал мерзкого отморозка, циничного сынка миллиардера, который пьяным носился по улицам Санкт-Петербурга на Lamborghini и насмерть сбил сироту из детдома. Нетрудно догадаться, что бездушная, коррумпированная судебная система с виртуозной легкостью отмазала его от тюрьмы.
И вдруг, в ответ на судебный произвол (правильнее сказать, беспредел) в Северной столице появился мститель по прозвищу «Чумной Доктор». Мститель в средневековой маске вынес богатенькому уроду свой приговор - сжег заживо в убийце - спорткаре. А потом жестоко казнил банкиршу, которая нажила состояние на горе простых людей. Игорю Грому предстоит увлекательный и очень опасный квест розыск новоявленного представителя «Белой стрелы».
Фабула в стиле жанра комикса зиждется на дуалистической структуре мира. Добро зло. Супергерой, суперзлодей и вполне ожидаемое противостояние между ними.
Помимо внятной драматургии, яркой и качественной картинки, великолепной актерской игры, филигранной, «бесшовной» графики и спецэффектов, сделанных на уровне высоко бюджетных блокбастеров, «живых» пиротехнических сцен (очищающий город огонь - любимое оружие Чумного Доктора - снят вживую) у картины есть и другие достоинства. Они-то и ставят ее особняком на фоне не только отечественного, но и мирового кинематографа.
Здесь особый интерес вызывают два момента. Первый - забытая тема социального неравенства, которая наконец-то вернулась в наш кинематограф. Еще совсем недавно ее никто не использовал как основную. Конечно же, «Майор Гром» - это не смелый политический антибуржуазный манифест, однако недовольство общества существующим положением вещей начало находить отражение на экране.
Второй нюанс откровенная достоевщина. Мрачный, порой зловещий Санкт-Петербург город Достоевского, потому в фильме и нашлось так много места прямым цитатам, которые наверняка бы порадовали Федора Михайловича.
Центральные персонажи по своей природе являются не просто антагонистами, но героями-двойниками. Как и у Достоевского, двойников в кинокомиксе Олега Трофима разделяет моральная черта: один ее переступает, а другой нет. В результате зритель искренне сопереживает обеим сторонам конфликта.
Копаем глубже, выясняется, что в этой «шкатулке» есть еще одно донышко!
Загадочный Чумной Доктор, карающий богатых во имя свободы слова, оказался не только основателем социальной сети «Vmeste», но и социально опасным душевнобольным, который ведет монолог со своим внутренним «сверх Я» и считает себя Бэтменом. В конце концов, сверхчеловек в талантливом программисте Сергее Разумовском побеждает человека, и финал захватывающего комикса очевиден: неизбежен полный распад личности психопата и тотальная победа добра над злом.
Гештальт закрыт, внезапно поглупевший злодей повержен, а Игорь Гром наконец-то научился работать в команде и обрел настоящих друзей, с которыми можно безнаказанно наслаждаться шавермой на крыше Петербурга. Ему удалось переломить ситуацию. Правосудие восторжествовало, к голосу простого человека наконец-то прислушались.
В общем и целом, «Майор Гром: Чумной Доктор» - один из самых необычных фильмов по комиксам. И не только благодаря оригинальному превращению Северной столицы в страшный и грязный Готэм, где на фоне узнаваемых локаций (Исаакиевский собор, Красный мост, Дворцовая площадь) летают коктейли Молотова. И дело даже не в отменном саунде, хотя кавер на тему «Мы ждем перемен» вызывает настоящий восторг.
Ребята из Bubble Studios «нарубили» вкусный супергеройский «винегрет», который придется по вкусу не только миллениалам, привыкшим к забойным экшн-боевикам под поп-корн, но и понравится взрослому зрителю. Тому, что без труда отыщет на экране ссылки на шедевры Бессона, Квентина Тарантино или братьев (теперь уже, увы!) сестер Вачовски.
И никакого скепсиса по поводу использования проверенного временем (и долларом) западного опыта в случае с «Чумным Доктором» быть не может! В качественном подражании лучшим образцам ничего предосудительного и дурного нет.
Даже если вы не любите комиксы, наслаждение от просмотра нашего киношного «импортозамещения» гарантировано!
Настоятельно рекомендую.
Фото Яндекс.