«Есть ли жизнь за МКАДом?» Оказывается - есть!
Удивительно, насколько богата провинциальная глубинка на талантливых людей... Вдали от выставочных залов и творческих тусовок они сами создают собственные миры, сплетенные в волшебные полотна из тончайших нитей их чувств. Миры, к которым можно прикоснуться и почувствовать тепло, вложенное в них их создателями. Миры, в которых нет фальши, а есть только искренность, чистота и честность перед собой
и людьми. Миры, в которых их души будут жить всегда.
Ленточки, весна и виноград
За окном машины мелькают одинокие, еще не отряхнувшиеся от ранневесеннего беспредела поля. На небе то тучи с короткими россыпями холодного дождя, то солнце, от которого спасает защитный козырёк на лобовом стекле. Мы мчимся в Монастырщину, на встречу с очень интересными людьми, которую нам организовали один из старейших журналистов Смоленщины, выпускающий редактор газеты «Наша жизнь» Владимир Шупилкин и корреспондент Михаил Столбиков. Как обычно, встретились в редакции. Пока с Владимиром Николаевичем обсудили план поездки, Михаил Васильевич быстро закончил текущие дела. Всё, тронулись дальше. Путь недальний, по местным проселкам мимо большого пруда к дому Михаила Васильевича, чтобы познакомиться с его верной спутницей жизни Галиной Викторовной Дроздовой, устроившей настоящий фурор в интернете своими картинами из разноцветных ленточек.
- Я с детства привычна к рукоделию. Жили мы большой семьей в деревне Ивкино под Монастырщиной. Ее сейчас уже на карте нет. У меня было пять двоюродных братьев и сестра, а мама очень хорошо вязала. Мне всегда казалось удивительным, как это у нее носок получается с пяткой. Она мне показала и говорит, попробуй связать носки всем братьям и сестре. Тогда-то деревенские особо по магазинам за одеждой не ходили. Вот так я и училась вязать. Овцы у нас были свои, бабушка пряла шерсть, а я вязала из нее носки на всю нашу ораву. С тех пор тяга что-то мастерить осталась на всю жизнь. И вот как-то, на выставке, я увидела рукодельные работы учениц местной школы. Это были заколки, вышивки Ну очень красивые вещи. Я подошла к девочкам, расспросила, они мне все объяснили, показали, как сделать из лент простенькую ромашку
С тех пор и пошло дело! Чему-то в интернете научилась, что-то сама додумала, - улыбается Галина Викторовна.
Смотрю на увешанную картинами стену комнаты и чувствую, что теряю ощущение реальности. Это настоящие полотна, завораживающие, затягивающие в себя взгляд. И ты уже в зимнем лесу, и доверчивые синички- желтогрудки чуть ли не садятся тебе на ладонь... Или деревенский пейзаж, источающий июльский полуденный зной с запахами трав, свежего молока и созревающих у дома подсолнухов
- Мне всегда было интересно освоить что-нибудь необычное, поработать в новой технике, но занимаюсь своим рукоделием только зимой. Летом, как и все, кверху дыбом на картошке да на грядках. Иначе у нас не прожить, - говорит хозяйка.
И инициативу у нее тут же перехватывает Михаил Васильевич. Ему тоже есть чем гордиться: на участке чуть больше девяти соток у него растут и плодоносят 28 сортов винограда! А в прошлом году своими руками сделал пруд, который успешно «пережил» нынешнюю суровую зиму и снова готов стать местом паломничества для внуков.
А на горе - божий храм
А в храме том то, что старая Русь нам оставила. Отец Андрей встречает у входа. Осеняем себя святым крестом и проходим к столу, где ровным полукругом выстроились красивые пасхальные свечи - дело рук самого отца Андрея.
- У нас каждый день остаются свечные огарки. По сути, это те же самые воск, стеарин, которые используются для изготовления свечей. Вот я и подумал: а почему бы их вместо того, чтобы выбрасывать, не использовать повторно? Стал их собирать, изучил методику изготовления свечей, попробовал Не сразу, но получилось! Теперь прихожане с удовольствием берут и простые свечи, и сувенирные, пасхальные. Во многих домах, куда я приходил, видел эти свечи. Спрашиваю: почему не используете по назначению? Отвечают, что жаль такую красоту жечь.
От свечей плавно переходим во владения матушки Любови, которая, еще в детстве «заболев» краеведением, так и осталась на всю жизнь ему верна.
Служба недавно закончилась, в храме - всего несколько прихожан да солнечные лучи, сквозь овальные окна осветившие древние иконы. У одной из них, афонского письма (исполнена на щите из кипарисовых досок, а потому ужасно тяжелая), мы остановились, и матушка увлеченно рассказала не только об иконах, но и обо всей истории храма. Про то, как в 30-х годах ХХ века все святые образы из церкви были вынесены на паперть, сложены в кучу и подожжены. Костер полыхал всю ночь. Сколько и каких святынь в нем сгорело, мы теперь не узнаем никогда.
Но помнят люди, что его первым настоятелем был батюшка Яков Лавровский, награжденный Наперсным крестом от Святейшего Синода в 1896 году. Его имя установили по сохранившейся каллиграфической подписи под оценочной ведомостью на строение. А в 70-х годах прошлого века случайно обнаружили и захоронение батюшки. Тогда в Монастырщине началось строительство кинотеатра, и, копая котлован, ковш экскаватора вскрыл несколько склепов.
В одном из них в гробу лежал человек с большой седой бородой и в облачении священнослужителя. Старики опознали его как отца Якова Лавровского. Матушка разговаривала с участниками тех событий, помнившими, как местные жители сколотили новый гроб и перенесли в него прах священника. А вот где захоронили - никто уже не знает. Потом один бизнесмен решил на этом месте строить кафе с магазином. Стройку начал, но склеп-то был там не один, и земля начала проваливаться под нереализованным проектом. Так и остался этот недострой на долгие годы, получив в народе название «летающая тарелка» и став одной из «достопримечательностей» Монастырщины.
А дальше - все интереснее. Оказывается, у священника Якова Лавровского был сын, Лавр Яковлевич, родившийся в Монастырщине и впоследствии окончивший в 1888 году Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. И в списке выпускников его фамилия стояла ЧЕТВЕРТОЙ! А списки эти составлялись не по алфавиту, а по успеваемости. На пятом месте в них оказалась фамилия Василия Белавина - будущего патриарха Тихона. Лавр Яковлевич стал искусствоведом, сумел восстановить тохарский и скифо-сарматский алфавиты и предложил свой вариант прочтения Фестского диска, найденного на острове Крит. Со 2 августа 1911 года Л. Я. Лавровский - смотритель Смоленского духовного училища, после 1917-го - школьный работник 9-й школы 2-й ступени в Смоленске. В 1920 - 1921 годы - профессор кафедры истории культуры Смоленского государственного политехнического института, а с сентября 1922 года читал курс лекций русской истории на педагогическом факультете Смоленского государственного университета. К сожалению, дата смерти и место захоронения этого великого человека так и остались неизвестны.
Саму церковь в 1906 году построил не кто иной, как архитектор Левон Витан-Дубейковский! В свое время - имя известное, но в последние десятилетия незаслуженно забыто.
Справка «РП»
Левон Витан-Дубейковский - выходец из старинного зажиточного рода Дубейковских, пришедшего в упадок при разделе Речи Посполитой. Родился 19 июля 1869 г. в деревне Дубейково Мстиславльского уезда Могилевской губернии. Окончил строительную школу в Варшаве и архитектурную в Париже. Руководил восстановлением католических храмов в Мстиславле, Могилеве, Орше, Кричеве, Чечерске, Свислочи и Смолянах. В 1894 г. выиграл подряд на строительство нового костела в Смоленске. Помимо строительства светских зданий, возводил православные храмы в Ярцеве и Монастырщине Смоленской губернии. В 1904 г. построил в Вязьме каменное здание казначейства, в Смоленске - не сохранившееся ныне здание городской почты
Дальше мы перешли к вышитым рушникам, старинным женским костюмам в таком великолепном исполнении и сохранности, что возникло ощущение, будто эти вещи только вчера держали руки народных мастериц. Высочайшее мастерство вышивки на домотканых холстах! Такого не осилят даже самые современные станки, а ведь большинство этих вещей «родились» задолго до революции 1917 года.
А уж «на сладенькое» матушка предложила мне разложить в хронологическом порядке старинные фолианты. Правда, и подсказки в них были, но мудреные, на старославянском писанные Стыдно признаться, но я не справился. Самую древнюю книгу, напечатанную на тряпичной бумаге и относящуюся к екатерининской эпохе, посчитал за более свежий вариант, чем все остальные, тем более что в церкви отец Андрей и сегодня по ней проводит богослужения. И книги эти до сих пор служат людям, их берут в руки школьники, которые приходят к матушке Любови на экскурсии, на которых она рассказывает ребятам, на какой замечательной и насыщенной историческими событиями земле они живут.
А в Ефимовке - тишина
Трудно поверить, но эта деревня появилась в Монастырщинском районе совсем недавно. Да-да, совсем новая деревушка, с постоянным населением численностью - один человек, зовут которого Иван Ефимович Костенюк.
В недавние годы здесь планировалось строительство крупной базы отдыха. Но по каким-то причинам проект не реализовался, а вот управляющий этой так и не построенной базой Костенюк как приехал сюда из столицы, так обратно уезжать и не захотел. Вместо того чтобы сбежать в городской комфорт, взял доску, написал на ней «Ефимовка» и прибил на въезде на участок возле шлагбаума. Вот так и появилась новая деревня.
- Иной раз спрашиваю сам себя: «Ваня, зачем тебе в 60 лет все это надо?! Езжай ты в Москву и живи, как все. А вот не могу! Тишина тут такая, какой нигде не найдешь. Да и, опять же, собаки, овцы, козы, страус африканский Какая Москва?! - смеется Иван.
Идем сначала к вольеру с африканской диковинкой, потом обходим территорию, без опаски спускаемся к озеру и стоим на причале, который нынешней зимой подняло льдом. Ивану пришлось заезжать на него на своей «Ниве», чтобы поставить на место. Работы много, территория большая, на все не хватает средств. Но в Ефимовке строятся два небольших деревянных домика, которые скоро смогут принимать отдыхающих и приносить деревне хоть какую-то копейку.
Долго по территории гулять не пришлось. Иван Ефимович торопился, пришло время кормить кабанов, которые к тому же сбежали из вольера и ждали хозяина в ближайшем к дому перелеске. Попытка водворить это свинство, отзывающееся на общую кличку «Чуха», обратно за сетку успехом не увенчалась. Слишком резвые оказались кабанчики. Пришлось покормить их, рассыпав зерно прямо под деревом. Кстати, козы, которые чинно подошли познакомиться, против такого сервиса совсем не возражали.
- Думаю, к лету завести штук пять породистых овец, - делится планами Иван Ефимович. - Правда, маленькая отара у меня уже есть. Кое-какие навыки ухода за ними приобрел, но нужно заняться этим вопросом серьезно. Благо территория позволяет, да и хозпостройку отгрохал своими силами большую, хватит там места и для «тонкорунных», и для птицы, которая скоро тоже у меня поселится. Уже имею навык разведения цесарок, кур, так что думаю, дело пойдет.
Кстати, не только я тут организовал новую деревню. Недалеко есть деревня Туфля, возрожденная братьями Шашкевичами, даже со своей церковью и звонницей. Они буквально из руин ее подняли. Так что не одичают эти места, пока мы тут есть и будем.
Я приглашаю к себе всех, кто устал от городской суеты, кому нужна тишина. Приезжайте, отдохните. А если почувствуете желание остаться жить и трудиться на этой земле, так буду только рад хорошим, добрым соседям!
Вот так, незаметно, пролетел день в Монастырщине, маленьком райцентре, где все друг друга знают. И когда мы выехали за крайние дома и взяли курс на Смоленск, столичный анекдот-вопрос «Есть ли жизнь за МКАДом» мне показался глупой и неуместной шуткой. Есть, и еще какая!
Фото автора