«А откуда здесь вампиры? Со стороны Смоленска идут!»

Только ленивый не углублялся в специфику взаимоотношений сериала «Вампиры средней полосы». Я из таких ленивых, и неспроста. Желание всем сердцем любить кровососов еще в начале нулевых отбила вампирская сага «Сумерки», и восстановлению нежных чувств к этим бессмертным тварям даже просмотренное ранее «Интервью с вампиром» не способствовало. Хоть и хорошая сказочка у Нила Джордана вышла про запретную, фактически педофилическую одержимость Брэда Питта к грустной и злой малышке Кирстен Данст...
Тогда-то, в эпоху «Сумерек» кинематографисты всех мастей с маниакальным азартом начали высасывать креативную кровушку из пульсирующего заманчивыми перспективами направления. Вампирскую тематику поставили на конвейер, и добрых 20 лет удовлетворяли неутолимую жажду крови зрителей.
А я не с меньшим азартом щелкала пультом, едва на экране телевизора появлялись клыки. Даже «Ночной дозор» Бекмамбетова не спас положения. Напротив, усилил неприязнь к фантастическим тварям.
Нелюбимую мною нежить реанимировала медитативная драма Джима Джармуша «Выживут только любовники». Потом случились восхитительные «Реальные упыри» Тайка Вайтити
Так и до широко разрекламированных «Вампиров средней полосы» дело дошло. Заставила себя смотреть, потому что наше, смоленское! Уж и не припомню, когда про Смоленск (и в Смоленске) что-нибудь толковое снимали. Про «Стену» Месхиева и псковскую белесую крепостную стену гусаров просим молчать! Там Смоленском и близко не пахло, скорее откровенно смердило.
У Антона Маслова получилась не просто хорошо, а очень самобытно и аутентично показать едва теплящуюся Нежизнь за МКАДом. Это вам не намозолившие глаза Питер и Москва, а забубенная унылая провинция. Эдакая опа мира, в которой нищая Расеюшка коротает свои бесконечные серые ночи и дни.
«Вампиры средней полосы» - настоящая славянская сага о бессмертных, замешанная на бытовухе и напрочь лишенная компонента фэнтези.
Все предельно просто. Среди нас обитают странные существа, для которых вечность - как один день. Живут по человеческим законам, вне стереотипов про чеснок, губительный солнечный свет, кресты и серебряные пули. И даже в гробах не спят, хоть и уважают традиции. Сравнивающие себя с инвалидами после аварии кровососущие, целиком и полностью интегрированные в общество, они и сами являют собой его социальный срез. В «наборе» смоленских долгожителей - перворожденный вампир, древний, как сама Русь, Святослав Вернидубович (Юрий Стоянов), наполеоновский фельдшер Жан Иванович (Артем Ткаченко), следователь, в прошлом спортсменка и комсомолка Анна (Екатерина Кузнецова) и руководитель студенческого театра СмолГУ бывшая графиня Ольга (Ольга Медынич). Самый юный, по-младенчески придурковатый член семейства, от которого одни неприятости, блогер Женька (Глеб Калюжный).
Есть и еще один главный герой. Смоленск - не только географическая локация, но и, пожалуй, основной действующий персонаж в лихо закрученной детективной истории. Этакая зловещая «вещь в себе», пронизанная древним кровопролитным духом и состоящая из старых кварталов, окраин, пустеющих окрест деревень.
Убогий, разрушенный, словно после бомбежки, современный Смоленск всем своим видом дает иронично понять, что настоящая нечистая сила в городе не вампиры, а погрязшие в коррупции Хранители (считай, чиновники), чья главная задача - следить за порядком в стране. И в городе, где порядка нет. Дороги в ямах и рытвинах. Проблемы с водой и отоплением, которые решают не городские власти, а милосердный и человеколюбивый старина Дед, вампир - язычник Вернидубович - собирательный прибауточный образ наших предков.
На глазах семейства вампиров разыгрывается трагедия русского народа, которую они всеми силами пытаются предотвратить.
Следователь Анна без устали ловит убийц, медик Жан спасает людей в разваленной городской больнице, пытаясь изобрести чудодейственное лекарство и вывести новый вид получеловека-полувампира.
А ватник Вернидубович в меру своих старческих сил поддерживает обнищавших горожан и словом, и делом. «Дед Слава» - ворчливый, суетливый, но добрый, со своими причудами и фекально-анальным юмором, от которого почему-то не тошнит.
Да и графиня Ольга хороша, приобщает равнодушную молодежь к искусству. А иногда даже к своей постели, ибо она ненасытна. Аристократизм, жесты, манеры - шикарная женщина! Именно Ольга Медынич лучше всех сыграла опустошающую душу трагедию бессмертия. У нее потрясающе надменные, злые и в то же время тоскливые глаза, в которых хочется утонуть. Что многие студенты и делают, с головой ныряя в запретную любовь
Вампиры страдают от тех же обычных проблем и тревог, что и мы. Они не нежить, а бывшие люди, которые стали бессмертными, не утратив человечности.
Вампирам под стать и верховная Хранительница, высокопоставленная чиновница, которую играет Татьяна Догилева. Колоритный в ее исполнении персонаж вышел! Здесь и бремя власти, любовь бабушки к внуку, тревоги матери, и противостояние кровососам, тяжелый характер, личная трагедия смертного человека, стоящего у последней черты.
Душевный сериал, что и говорить.
Есть у «Вампиров средней полосы» еще одно преимущество: у авторов сериала получилось сделать отличный сплав из разных жанров. Тут вам и детектив, и мелодрама, капельку фэнтези и ужасов, комикс! И не забудьте про невероятно эффектные эротические сцены. Красивого женского тела много не бывает! Даже саундтрек от Ильи Лагутенко «Будем кутить» и остальное звуковое сопровождение нетривиальны. Депрессию и драйв очень качественно нагнетают музыкальные темы «Агаты Кристи». Получилась запредельно тоскливая, но в чем-то эпичная и оптимистическая пелевинская «Проблема верволка в средней полосе», призывающая раствориться в неуютном зимнем Смоленске.
«Вампиры средней полосы» уверенно претендуют на звание «Лучший сериал года». Боюсь, что многосерийный вампирский «Пищеблок», снятый мастером ужасов Святославом Подгаевским («Невеста», «Русалка. Озеро мертвых») по роману Алексея Иванова, который выйдет этим летом, им уже не конкурент. Хотя как сказать
Зрителя вполне может заинтриговать идея обращения в вампиров как способ создания идеального коммунистического коллектива. Упырей будет не крестом, так красным галстуком гонять пионер-романтик и вожатый, мечтающие о справедливом мире и настоящем братстве.
Забегать вперед не будем. Скоро все сами увидите!