О войне без бравад и пафоса: что нужно знать о «Поезде Победы»
Уникальный передвижной музей истории Великой Отечественной войны вновь прибыл в Смоленск. Чего ожидать от экспозиции - в репортаже "О чём говорит Смоленск"

На часах 9.15 утра в это время на железнодорожном вокзале Смоленска уже достаточно людно. Кто-то из проводников сдал смену и ждёт у главного входа такси, кто-то судорожно ищет паспорт, кто-то высматривает своих родных в толпе новоприбывших. Я в это время просачиваюсь сквозь них и оказываюсь внутри здания.
К счастью (не удивляйтесь я неделю назад вернулась из отпуска), сегодня мне никуда не надо уезжать. На вокзале я по другой причине - накануне в Смоленск прибыл «Поезд Победы», его мне предстоит увидеть впервые.
Между тем передвижной музей Великой Отечественной войны с уникальной экспозицией останавливается в городе-герое уже не в первый раз. Созданный как заключительная часть празднования Года Памяти и Славы, он приезжал в Смоленск осенью 2020 года. В рамках пилотного маршрута по регионам России поезд сделал двухдневную остановку в столице Смоленской области, ознакомиться с экспозицией успел и глава региона Алексей Островский. В этом году он лично пригласил посетить передвижной музей 10-летнего Серёжу Булычева из Рудни, который спас своего друга из-подо льда.
В этом году «Поезд Победы» снова остановился в Смоленске на два дня посетить экспозицию можно 9 и 10 июня. Однако из-за коронавирусной пандемии организаторы ввели ряд ограничений для безопасности посетителей. Например, прийти на экскурсию рекомендуется за 15-20 минут до её начала, чтобы пройти процедуру термометрии и без спешки надеть СИЗы (маски и перчатки). Кроме этого, само посещение организовано сеансами (через каждые пять минут), в группах не должно быть более 12 человек. Для получения пригласительного билета (пропуск в музей) необходимо зарегистрироваться на сайте проекта и следовать дальнейшей инструкции.
Если вы читали описание «Поезда Победы», то, вероятно, обратили внимание на слово «иммерсивный». Вообще, именно этот пункт делает весь проект уникальным: главная его цель целиком погрузить человека в среду, создать полный эффект присутствия.
- Поезд прибывает на станцию! звонкий голос отличается от того монотонного зубрежа, что обычно встречает пассажиров. Будто мы и не в 2021 вовсе, а погодите? 1945?
Из сумрака в зал ожидания браво заходят солдаты. У двоих бинтом обмотана голова. Руки устало держат котомку, стёртые сапоги покрыты пеплом и землёй.
- Вот они, живые! Родные! навстречу к ним радостно бегут девушки в ситцевых платьях. Впалые глаза бойцов засветились, минута и все обнимаются под «Нам нужна одна победа».
Это представление лишь часть иммерсивной экспозиции передвижного музея. Основная же расположена в восьми вагонах «Поезда Победы». Туда мы, колонной в масках и перчатках (своего рода боевая готовность), держим свой путь.
Каждый вагон отдельный этап «того времени». Первый вагон довоенная пора, «цвет нации», идиллия, которую беспощадно прервала война. Уходить отсюда не хочется, а хочется вглядываться в эти умиротворённые лица, рассматривать мирный быт советских граждан. Куда едет этот студент в спортивном костюме, о чём говорит учитель музыки, что на первой полосе газеты седого мужчины?
Этого мне узнать не удастся.
Под гул сирен и пулемётную очередь я перехожу во второй вагон. Он отведён боям за Брестскую крепость. Пространство узкое враг наступает, фигуры солдат, которые слились с кирпичом осаженной стены. Мне не хватает воздуха.
- «Умираем не срамя» - надпись на кирпиче то гаснет, то загорается вновь. Как будто завет остальным отстоять Родину, пусть даже такой страшной ценой.
Лица войны, представленные в «Поезде Победы» - это лица обыкновенных жителей СССР. Вглядываясь в них, понимаешь, что именно единство народа всех национальностей помогло вырвать у фашистов победу. Общее дело объединило и молодых, и взрослых, и мужчин, и женщин каждый готов был отдать свою жизнь за страну.
Вагоны отделены друг от друга механическими дверями, над каждой находится сенсор аудиогида для удобства переключения повествования. Каждая новая дверь новая часть истории. Но эту дверь мне совсем не хочется открывать.
Четвёртый номер.
Вагон «Концлагерь».
- «Экспозиция вагона «Концлагерь» доступна аудитории 18+, поскольку содержит сцены жестокости, физического и психического насилия, преступления против человечности», - гласит табличка над входом. В «гармошке» у входа в вагон странно тихо.
Мне уже есть 18, а других отговорок, чтобы не входить, - нет. Жму кнопку. Дверь открывается.
Упираюсь в спину немецкого командира, который ведёт допрос пленного. На лице последнего изнеможение и боль, и ничего из того, что я видела тремя вагонами ранее.
Сбоку брошенные в кучу сапоги, дальше головные уборы и личные предметы узников. Что-то отобрали по приезде, что-то осталось после смерти заключённых. На прогнивших нарах не люди тела! точнее, то, что от них осталось: скелеты, обтянутые обветренной кожей.
От атмосферы, которая царит в вагоне, бросает в дрожь. Полное погружение в жизнь узников концентрационных лагерей достигается с помощью медиа-«примочек»: мультимедийное сопровождение делает картину цельной. Всего для создания экспозиции «Поезда Победы» были использованы 50 видеопроекторов, 18 видеостен и 12 тач-столов, которые с помощью звуковых и световых эффектов «оживляют» инсталляцию.
Под лай овчарок-охранников выбегаю из вагона. Ноги сами несут меня к победе последнему вагону передвижного музея. Мимо блокадного Ленинграда, медчасти и научного отсека прямиком в 1945-й, свободный для «советов» год.
Следом за мной из поезда выходит вереница детей это ученики детской художественной школы имени М.К. Тенишевой. Сюда их привела замдиректора заведения Татьяна Еленева:
- Одно из больших направлений, на которое делает упор школа, - патриотическое воспитание. Наши дети очень много рисуют на темы ВОВ. Понятно, что как эмоционально-образное впечатление, это будет полезно особенно для рисующего человека. Здесь дети шли и фотографировали буквально каждую деталь. Думаю, уже есть и идеи для будущих работ.