Прогулки по Смоленску для журналистов организовала областная администрация
Областные власти привлекают туристов в регион
Фото автора
Увидеть Смоленск и рассказать о нем всем - для этого к нам приезжали журналисты из столицы и соседних регионов. Два дня гостям показывали самые привлекательные места в городе и области. Пресс-тур - один из шагов, способствующих долгожданному наплыву туристов.
Смоленские каникулы
«Это памятник нашему знаменитому земляку Александру Трифоновичу Твардовскому и его герою Василию Теркину, - наш гид Роман оживленно жестикулирует. - Кто помнит какие-нибудь строчки из поэмы?». «Переправа, переправа!/ Берег левый, берег правый,/ Снег шершавый, кромка льда.../ Кому память, кому слава,/ Кому темная вода», - вспоминает один из гостей.
Экскурсия по городу начинается. Мы садимся в автобус и под живописные рассказы Романа про цыган и купцов едем к Смоленской крепостной стене. Крутые ступени ведут нас наверх, на смотровую площадку башни Громовая. С головокружительной высоты гости фотографируют свои тени и панорамы Смоленска. «Крепостная стена - очень посещаемое место», - как бы слегка извиняясь, говорит Роман. Словно в подтверждение его слов внутри стены мы встречаем нескольких подростков. Спускаемся в темноте, держась за стены и друг за друга. «Хорошо, что сейчас не зима, а то еще и скользко было бы», - говорит кто-то. «Да, а представляете, как древние воины спускались по этим лестницам в своих тяжелых доспехах? - раздается другой голос. - Казалось бы, раньше люди были меньше ростом. Зачем же им такие высокие ступени?» «Может, чтобы враги поднялись на стену, а спуститься уже не смогли?» - предполагает один из гостей.
Следующая остановка - Свято-Успенский кафедральный собор. Женщины надевают платки, мужчины выключают фотоаппараты. Во время экскурсии к нам присоединяется какая-то женщина в белом платке и с сумкой на колесах, внимательно слушает гида. Она ходит за группой, идет с нами на смотровую площадку и исчезает, только когда мы направляемся к автобусу. На выходе с Соборного двора за нами увязываются смуглые дети, скорее всего, цыгане. Они бегут за нами, хватают за руки и за сумки, просят денег. Но двери автобуса закрываются, и мы уезжаем. Впереди еще несколько храмов и парков. В парке Блонье гид сообщает: «Обратите внимание, в Смоленске есть бесплатные и чистые общественные туалеты». «Надо же. У нас в городе вообще туалетов нет», - удивляется Андрей Гусев, и.о. редактора «АиФ-Калуга».
«Почему у вас улицы не переименовывают?» - интересуется одна из гостей. «Это требует слишком больших затрат», - поясняет гид. Между тем, в планах Главного управления международных связей, регионального сотрудничества и туризма Смоленской области особый проект под названием «Смоленск исторический». Он предусматривает дублирование старых названий улиц в городе на специальных табличках. «Улица Большая Советская, историческое название - Большая Благовещенская». Или: «Улица Ленина, старые названия - Блонная, Кирочная, Пушкинская». «Это не просто познавательно для гостей и туристов», - говорит Владислав Кононов, заместитель начальника Главного управления. - Старые наименования улиц украсят город, подчеркнут его многовековую историю. И в том числе станут воспитывать, как только могут воспитывать слова Одигитриевская, Спасская, Свирская…»
Все только начинается?
Гости успевают посетить несколько музеев и мемориал в Катыни и просто погулять по городу. На следующий день им показывают Смоленскую область. Прежде чем побывать в талашкинском «Теремке» и на родине Глинки, заезжают на место гибели польской делегации, которое успело стать печально известной на весь мир достопримечательностью. Молча фотографируют. Дальше экскурсия проходит под проливным дождем, но это не портит впечатления: гид рассказывает подробности, которых зачастую не знают и коренные жители.
Прогулки по Смоленску для журналистов организовала областная администрация. «Проведение подобных пресс-туров предусмотрено областной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма», - продолжает Владислав Кононов. - Смысл мероприятия состоит в том, чтобы пригласить в Смоленск журналистов из Москвы, Санкт-Петербурга, соседних регионов. Желательно, чтобы это были журналисты, которые ни разу здесь не были и приехали, что называется, «на новенькое». Свежим взглядом они смотрят на наши достопримечательности и свое видение передают через масс-медиа многотысячной аудитории».
В первом пресс-туре приняли участие 12 человек из Калуги, Брянска, Москвы и Смоленска - ведь областные власти стремятся развивать не только въездной, но и внутренний туризм, то есть путешествия самих смолян по городу и области. В дальнейшем пресс-туры собираются сделать традицией. И, как бы там ни было, это означает, что лед тронулся. Конечно, одни только пресс-туры и реклама в СМИ соседних регионов не заменят городу развитой инфраструктуры, комфортабельных отелей, рассчитанных на большое число гостей, и отреставрированных памятников. И тем не менее этот маленький эпизод тихой туристической жизни Смоленска, возможно, ляжет в основу тенденции.
«Вот, например, Брянск находится всего в 250 километрах от нас, - говорит Владислав Кононов. - Почему бы его жителям не сделать тур выходного дня? Сесть в машину, приехать в Смоленск, погулять здесь, оставить, разумеется, какие-то деньги, может быть, переночевать в гостинице и уехать. Посмотреть на памятный камень на Смядыни, на место убиения первого русского святого, князя Глеба. Туда, к памятному камню, могли бы съезжаться сотни тысяч паломников, но, к сожалению, мало кто о нем знает, включая самих смолян. И это только один туристский бренд, а их у нас десятки, если не сотни. Поэтому наша задача - продвигать регион в информационном пространстве».
Итак, начало положено. И может быть, именно растущий интерес туристов станет стимулом для превращения Смоленска в туристический центр.