Смоленский судостроительный клуб «Викинг-Нево» строит на Бакланове две точных копии кораблей викингов - драккаров
Скоро вниз по Днепру поплывут два настоящих драккара викингов
Смоленский судостроительный клуб «Викинг-Нево» строит на Бакланове две точных копии кораблей викингов - драккаров. Скоро смоляне вместе со шведами отправятся в путешествие на древних судах по водному пути «из варяг в греки».
На белом своем корабле…
Настоящие драккары викингов совсем скоро появятся на волнах озера Бакланова. Беспрецедентный проект разработан смоленскими путешественниками из клуба «Викинг-Нево» и известным шведским кораблестроителем Леннартом Виденбергом. Две одинаковые ладьи будут аналогичны судам северных народов IХ века. Пока о них можно судить только по наброскам и чертежам на бумаге. Но уже к середине лета, по задумке организаторов, будут готовы корпуса и мачты кораблей.
«Честно признаться, такая задумка зрела давно, и лишь в этом году ее удалось осуществить, - рассказывает председатель совета клуба «Викинг-Нево» Сергей Сухорученков. - Главный вдохновитель и автор проекта, наш давний друг, Леннарт Виденберг. Он опытный судостроитель, который участвовал во многих плаваниях. В феврале этого года он приезжал в Смоленск. Мы рассмотрели наши возможности, решили из чего будем строить корабли, наметили сроки. И вот уже в начале мая мы начали подготавливать формы для шпангоутов - «ребер судна», которые крепятся к килю».
Вглубь истории
К сожалению, ни одного чертежа, по которым строили корабли в IХ веке, не сохранилось до наших дней. Да и были ли они? Поэтому смоленским судостроителям пришлось разрабатывать методику постройки древних судов, основанную на исследованиях археологов и историков судостроения. Смоленские драккары будут точной копией найденного археологами в маленькой шведской деревушке Вик (70 километров от Стокгольма), и построены они будут по максимально близкой к оригиналу технологии. Киль - из дуба; шпангоуты, палуба, киль и мачта - из ели. На уключины пойдет древесина ясеня. Для бортовой обшивки древние викинги брали дубовые доски и клали внахлест. Доски скреплялись с помощью железных гвоздей и заклепок. Потом вся конструкция пропитывалась сосновой смолой. Таким образом при движении по воде создавалась воздушная прослойка - это повышало стабильность, устойчивость и скорость движения: чем больше становилась скорость, тем устойчивее и ровнее двигалась лодка.
Паруса обычно шились из шерсти - из длинных волос овец североевропейской породы. Ланолин (жировой слой), покрывающий шерсть, защищал в дальнейшем парус от намокания. Хотя смоленские судостроители не исключают, что будет использована и другая, менее распространенная технология изготовления паруса из плотной льняной ткани, промасленной несколько раз.
Параметры судов весьма внушительны: длина - 10 метров, ширина - 2,5 метра. Экипаж - 17-19 человек.
Уходили в плаванье
Организаторы проекта уверены: подобных кораблей нет ни только в Смоленской области, но и во всей России. Поэтому смоленские судостроители возлагают на них большие надежды. Возможно, в ближайшее время драккары будут участвовать в празднествах, посвященных 1150-летию Смоленска. Днепр вновь увидит паруса старинных кораблей. Но и это еще не все.
«Туристы смогут поплавать на одном из кораблей на озерах под поселком Пржевальское, - рассказывает о дальнейших планах председатель клуба. - Дело в том, что в реализации такого сложного проекта во многом помогла администрация Национального парка, поэтому мы дали согласие использовать один драккар в экскурсионно-туристических целях. Также планируется построить подобные суда и в других древних городах России и в Белоруссии. Есть в планах Леннарта Виденберг и другое, не менее интересное, мероприятие, которое, возможно, будет реализовано в ближайшее время. После того как суда будут готовы и испытаны на воде, мы хотим отправиться в длительное путешествие. С севера по водному пути «из варяг в греки», обогнуть Европу и вернуться в Швецию. Впрочем, говорить о конкретной дате этого путешествия, пока рано.
ДОСЬЕ
«Викинг-Нево» - старейший судостроительный клуб в Смоленске. С 1988 года участвует в различных путешествиях и акциях, связанных с древними водными путями. В 1991 году участники клуба путешествовали по Балтийскому морю на норвежском драккаре «Хаверн» («Морской Орел»). Чуть позже - занимались изучением строительства древних судов в Санкт-Петербургском кораблестроительном университете. Участвовали в строительстве лодки викингов на Старой Ладоге и петровского корабля «Штандарт» 36-метровой длины.
СПРАВКА «АиФ-Смоленск»
Драккар (норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage - «дракон» и Kar - «корабль», буквально - «корабль-дракон») - деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко загнутыми носом и кормой.
Размеры драккаров колебались от 35 до 60 метров. На носу крепилась резная голова дракона (отсюда и название типа корабля), а по бортам располагались щиты. Не каждый корабль с головой дракона на носу был драккаром — голова дракона символизировала высокий статус владельца судна, а сам корабль мог быть любым. Драккары приводились в движение веслами и простейшим парусом.
Фото из архива Сергея Сухорученкова