"Путеводительница". В Смоленске открылась выставка ко Дню иконы Божьей Матери Одигитрии
В преддверии главного православного праздника Смоленщины - дня иконы Божьей Матери Одигитрии Смоленской, отмечаемого 10 августа, в Доме художника открылась выставка "Путеводительница". Она представляет все виды изобразительного искусства и посвящена юбилею пребывания святыни в нашем городе.
Тема православия близка и довольно многим смоленским художникам. Она объединила творческие порывы как маститых, так и начинающих художников и скульпторов области. Всех их увлекает идея передать духовность и тепло мира, который существует вокруг нас. -
Валерий Гращенков, председатель Смоленского отделения Союза художников России:
"Есть мир материальный, и он здесь представлен. Есть мир духовный, и он тоже имеет место быть на этой выставке. Они, есть такое мнение, находятся в едином пространстве, в едином времени. То, что волнует художника - и люди это чувствуют - единство этих разных миров, оно здесь отображается в произведениях". -
По церковному преданию, образ Одигитрии был написан святым евангелистом Лукой при земной жизни Самой Богородицы. В начале ХII века его передал Смолянам Владимир Мономах. С того времени икона именуется Смоленской Одигитрией, то есть Путеводительницей. На протяжении столетий она заступает и путеводствует православных. Одигитрия вдохновила на подвиг святого воина Меркурия, перед ней молился Кутузов на Бородинском поле. Празднование в честь этого чудотворного образа было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска в состав России. -
Александр Анатольев, живописец:
"Так как сейчас до конца не сформулирована наша идеология в стране, то православие является неким объединяющим, скрепляющим началом. Выставка получилась достаточно светлая, лёгкая, уютная. Наполнена атмосферой добра и, может быть, задумчивости какой-то, какого-то осмысления". -
В годы соцреализма отдельные художники пытались обращаться к теме православия, они внутренне тянулись к красоте, пусть и преданной поруганию. Поэтому в работах можно было увидеть без крестов купола, руины вместо храмов. И вот пришло время собирать камни: храмы восстанавливаются, созидаются новые. И художники вглядываются в изначальную красоту церковной архитектуры, на картинах купола снова увенчаны крестами, изображаются одухотворённые лица, просветлённый мир.