О «быстрых посылках», апгрейде почтовых отделений и выборе читателей периодики
О новых подходах в развитии Почты России, а также о сервисах продвижения подписки и розницы в интервью «РП» рассказал руководитель УФПС Смоленской области Максим КОЗЛОВСКИЙ.
Из интернета - до двери квартиры
- Максим Александрович, ритм жизни в последние годы все больше ускоряется, многие сферы жизни «уходят в интернет». Как меняется почта в таких условиях? Какие инструменты используете для улучшения сервиса и качества работы?
- Почта в этом плане очень сильно продвинулась. Например, сейчас активно развивается мобильное приложение. Буквально год назад с его помощью можно было лишь отследить свою посылку или письмо. Теперь появилась возможность записаться на обслуживание в почтовое отделение без очереди, вызвать на дом курьера, рассчитать доставку в любую точку страны, оформить электронную доверенность на получение почтового отправления другим человеком (для этого нужно указать только номер его мобильного телефона), оценить качество сервиса и написать отзыв. А еще, и это пользуется особой популярностью, заказать доставку посылки за счет получателя. Можно, как в онлайн-магазине, заказать любой товар.
- У почты появился свой онлайн-магазин?
- Скорее услуга доставки продуктов питания и товаров первой необходимости. Большая часть наших клиентов - люди пенсионного возраста, одни из них малоподвижны, другим - в период пандемии и вовсе противопоказано выходить.
У каждого из наших почтальонов, а их в Смоленской области работает почти 1300, есть бланк заказа с полным ассортиментом товаров, которые предлагает Почта России. Каталог доступен и в нашем мобильном приложении. Любой житель региона может заказать необходимые вещи из этого перечня, и ему принесут их на дом. Оплатить можно наличными, а в крупных городах и карточкой - через мобильный почтово-кассовый терминал. Их в нашем распоряжении 325, но количество будет расти.
Кроме того, почтальоны по-прежнему доставляют письма, печатную периодику, пенсионные и социальные выплаты.
- Хватает ли вам сотрудников при такой нагрузке?
- Да, но нужно понимать, что на некоторых маршрутах количество точек посещения уменьшается. При этом в городах ситуация обратная: появляются новые микрорайоны, маршруты растут. Соответственно, мы перераспределяем нагрузку.
Почта станет доступнее
- Несколько лет назад в Почте России проходила оптимизация, в результате которой некоторые отделения закрывали. Сейчас сохраняется тенденция на уменьшение точек обслуживания?
- Сейчас в штатном режиме работают все отделения, закрывать ничего не планируется. Если мы в какие-то отделения ищем персонал, то просто временно меняем формат обслуживания.
- Одна из давних проблем почты - очереди в отделениях. Как можно бороться с этим?
- Почта России уже создала большое количество сервисов, которые минимизируют время нахождения клиентов в отделении. Например, на нашем сайте и в приложении можно оформить и оплатить отправку своих посылок.
Наши клиенты также уже оценили возможность предварительной записи в отделения связи. Ряд услуг Почта России оказывает в режиме онлайн или на дому. При необходимости можно вызвать курьера по номеру 8 800 200 50 55, чтобы получить или отправить посылку.
Кроме того, почтальоны принимают платежи за услуги стационарной и сотовой связи, ЖКХ, электроэнергию, оформляют подписку на периодические издания.
Полный список дистанционных услуг размещен на нашем сайте Pochta.ru.
Безусловно, в отделениях помогает и электронная очередь. Пока на территории области три таких системы, но в следующем году их станет больше. Наши операторы работают по гибкому графику, составленному с учетом загруженности каждого конкретного отделения.
«Любовь к прессе никуда не делась»
- Стали ли смоляне меньше читать печатной периодики в условиях «цифровой» эры?
- Несмотря на развитие сети «Интернет» и соцсетей, любовь к привычным газетам и журналам пока никуда не делась. СМИ создают готовый продукт в законченной форме, удобной для восприятия. В газетах и журналах всегда есть рубрики, им свойственны стабильность и регулярность. Как правило, сохраняется качество материалов, присутствует множество мнений. Все это сохраняет популярность газет и подписки соответственно.
- Для всех издателей крайне важна работа почты по своевременной доставке периодических изданий. А что делают смоленские почтовики, чтобы их клиенты стали еще и читателями?
- Местная пресса всегда присутствует в почтовых отделениях. Также еженедельно проводятся дни продаж газет и журналов, когда операторы предлагают клиентам свежую прессу. Кроме того, оформить подписку всегда можно у почтальона. Наши клиенты часто заказывают газеты своему почтальону, поэтому их доставляют вместе с пенсиями, выплатами, письмами и посылками. В отделениях представлены два подписных каталога: подписных изданий Почты России и детский каталог.
- Через почту оформлять подписку выгоднее?
- Если говорить о цене периодических изданий, то сегодня покупать их в киоске, возможно, дешевле. Но если взять в расчет темпы инфляции, то уже завтра подписка окажется более доступным способом приобретения газет и журналов. Несмотря ни на какие курсы валют, цена подписных изданий остается неизменной в течение всего подписного периода.
Кроме того, в киосках сегодня можно приобрести далеко не всю периодику. Тогда как подписаться по каталогу можно на любое из почти 15 тысяч изданий.
Еще одно несомненное преимущество подписки - экономия времени. А еще можно арендовать абонентский ящик и забирать всю корреспонденцию и газеты оттуда.
- Как почта взаимодействует с издательствами?
- Вместе мы проводим декады подписки, дни подписчика. Почта России предоставляет издательствам скидки на доставку. Например, на социально значимые издания, вошедшие в список, утвержденный Экспертным советом по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России, действуют постоянные скидки.
- Услуга онлайн-подписки популярна?
- Да, популярность онлайн-подписки только растет, ведь, не выходя из дома, можно выбрать себе издание по интересам из нескольких тысяч вариантов.
Кстати, подписаться онлайн сегодня можно и на смоленские СМИ, их в списке 14. Среди них представлены, к слову, ежедневные и еженедельные издания «Рабочего пути». Из районок такой возможностью воспользовались «Гжатский вестник», «Сафоновская правда» и газета «Вперед».
Онлайн стал для нас надежной поддержкой во время подписной кампании на II полугодие 2020-го, которая была под угрозой из-за пандемии.
В прошлом декабре, накануне старта очередного подписного периода, закрылись два крупных подписных агентства.
Они ушли с рынка, не выполнив своих обязательств перед издателями и подписчиками и оставив крупную дебиторскую задолженность перед Почтой России.
Нам совместно с издателями потребовалось моментально принимать решения, чтобы никто из подписчиков в итоге не пострадал. В ускоренном режиме заключали новые договоры и вносили новые издания в свой каталог, чтобы помочь издателям выполнить обязательства перед читателями.
КСТАТИ
По итогам 9 месяцев 2021 года газеты ИИЦ «Рабочий путь» (толстушка, ежедневный выпуск и «Смоленская дешевая газета») вошли в топ-10 изданий, на которые подписались смоляне. Причем «Смоленская дешевая газета» стала лидером в масштабах всего региона.
Посылка за 3 дня
- Какие задачи ставит перед смоленским управлением руководство Почты России?
- В первую очередь, нужно занять нишу на рынке электронной коммерции (доставка заказов, сделанных клиентами через интернет-магазины). За этим будущее, и не только в период пандемии. И у нас есть определенные успехи в этом плане. Только за 9 месяцев 2021-го объем доставки таких товаров увеличился на 30%.
Еще одна цель Почты России - стать логистическим оператором 1. Для этого необходимо сократить сроки доставки корреспонденции внутри страны, в любую ее точку, до 3 дней. Причем выполнить ее мы должны уже в следующем году.
- А уменьшить время доставки международных отправлений как-то можно?
- К сожалению, напрямую повлиять на работу иностранных магазинов у нас не получится. Но у Почты России есть несколько дочерних компаний за рубежом, например в Германии и Китае. Соответственно, сроки доставки этими нашими партнерами прогнозируемы и контролируемы.
Что касается нашего смоленского филиала, мы развиваем взаимодействие с белорусской стороной. За счет этого достигли серьезного роста в электронной коммерции.
- За счет чего будете увеличивать оперативность?
- В конце прошлого и начале этого года мы почти на 70% обновили свой автопарк. Получили 42 автомобиля - от небольших «Ларгусов» до «УАЗов» и
«Газелей». 34 машины направлены в восемь районов области для обслуживания сельских отделений, остальные поступили на маршруты по доставке и забору корреспонденции юридических лиц, а также в курьерскую службу. Это большое подспорье.
Беседовали Сергей Якимов и Юлия Шенгур.