Попали в кольцо. Как формируют маршрут по Большому Золотому кольцу России в Смоленской области?
Смоленская область вошла в Большое Золотое кольцо (БЗК). Об этом накануне сообщили смоленские СМИ. «Золотое кольцо» пройдёт через Вязьму» сообщил «Вяземский вестник». Однако сам факт вхождения Смоленщины в туристический макрорегион федеральные источники подтверждают косвенно. Попробуем разобраться, что происходит и как это будет работать.
Союз девяти плюс один
Туристический маршрут по Большому Золотому кольцу решили «посадить» на федеральную трассу Р-132 сообщили в прошлом году. Его протяжённость больше полутора тысяч километров. В документе чётко указана Вязьма, как один из пунктов маршрута. В июне этого года Ростуризм и девять регионов ЦФО подписали соглашение о сотрудничестве. Это произошло на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Цель взаимодействия создать Большое Золотое кольцо, расширенный маршрут по регионам. Тогда Смоленская область почему-то не попала в «дорожную карту». Хотя трасса Р-132 проходит по Сычёвскому, Новодугинскому, Вяземскому и Угранскому районам. В ноябре участники пакта собрались в Ярославле: документы подписаны, надо определить, что дальше. Тут уже вспомнили и о Смоленской области, как части БКЗ. По итогам форума «все юридические вопросы, связанные с присоединением Смоленска к соглашению, сейчас решаются», сообщает «Российская газета».
То есть Смоленщина должна войти в Большое Золотое кольцо после подготовки документов. Опорным пунктом для этого станет Вязьма, поскольку она расположена прямо на пути из Калуги в Ржев. По мнению Ростуризма, маршрут должен проходить по «кольцевому» принципу, а не «туда и обратно». Смоленск, стоящий в стороне от указанной дороги, в БЗК не попал.
фото: Максим Захаров
По дороге столбовой
Главная задача для Ростуризма создать неповторяющийся маршрут, чтобы каждая точка остановки становилась открытием. Но в палитре впечатлений должны быть незыблемые стандарты. Это, в первую очередь, дорога, которую хотели сделать многополосной и скоростной, и инфраструктура. Здесь турист не должен чувствовать разницы: гостиницы, кафе и сфера услуг должна быть стандартизирована, а потенциальный инвестор чётко понимать, куда вложить деньги. Судя по тому, что сейчас имеет Смоленская область в черте маршрута, скоростная магистраль это пока планы. Ярославль, который стал стартовой точкой БЗК, привлёк науку к изучению региона: объём информации слишком велик, чтобы обрабатывать её «вручную». Смоленская область готовит информацию о части маршрута, учитывая «магниты» и «якори» для путешественников. Одной из таких точек притяжения называют исток реки Днепр. Дворянские усадьбы, точнее, то, что от них осталось, расположены чуть в стороне от магистрального направления. И дороги к ним пока оставляют желать лучшего. В качестве объектов показа называют парк в Дугино. А возможность «закольцевать» от трассы Р-132 Хмелиту с проездом до Вязьмы пока не просматривается: дорогу здорово размолотили лесовозы. Кроме того, её грунтовая часть проходит по местам, где идёт добыча полезных ископаемых.-
«Согласно постановлению правительства Золотое кольцо проходит по городам, расположенным вдоль трассы Р-132. В этом году достаточно большой участок этой дороги в Вяземском районе был отремонтирован. В рамках нацпроекта в ближайшие три года на ремонт этой дороги будут выделены средства», - рассказывает глава Вяземского района Инна Демидова.-
А пока надо постепенно обкатывать маршрут на смоленской части Большого Золотого кольца, считают представители власти. Смоленские туроператоры тоже имеют виды на новый маршрут. Но отсутствие областного центра в БЗК вызвало ряд вопросов.-
«Я всегда за всё новое и неизведанное, - пояснил нашему изданию смоленский гид Михаил Ефимкин. Но пока, к сожалению, мне непонятно, какая идея будет объединять этот маршрут. Если по классическому «Золотому кольцу» всё ясно, то здесь идёт смешение всех эпох. Есть и усадьбы, есть и Великая Отечественная. И я с трудом представляю, как смоленские группы поедут до БКЗ. Просто сейчас мало информации, чтобы однозначно оценить наши возможности».-
фото: Максим Захаров
Точки соприкосновения
Главная проблема сформировать связи между регионами, чтобы макрорегион стал общим. Об этом говорили на форуме в Ярославле. Представители смоленской делегации предложили, создавая общую базу данных, делиться информацией между регионами. Чтобы какая-то общая подборка была доступна всем участникам проекта. Туристическая межотраслевая карта, где будет чётко указано, что делать, где делать и когда, появится к концу следующего года.
Остаётся открытым ключевой вопрос объём средств, которые собираются выделить для формирования Большого Золотого кольца. Пока очевидных источников финансирования из федерального бюджета не просматривается. Не дожидаясь больших денег из государственной казны, в Вязьме пытаются задействовать собственные ресурсы. Город уже имеет долгосрочную программу развития туризма.-
«Нам удалось привлечь инвесторов, - рассказала Инна Демидова. В рамках государственно-частного партнёрства мы хотим создать туристско-информационный центр. Кроме того, сейчас в Вязьме уже работает тринадцать гостиниц, есть аудиогиды для посетителей и аттестованные экскурсоводы. Главная задача сделать соответствующий облик города. И если центральные улицы города нам удалось привести в порядок, то проблема исторических зданий, часть из которых находятся в неудовлетворительном состоянии, остаётся. За последние годы шесть зданий мы восстановили, передав инвесторам. Пока целевого финансирования на выполнение таких работ у нас нет».-