В Смоленской области положено начало оптимизации начального образования
В Смоленской области положено начало оптимизации начального образования: при этом одни школы становятся филиалами, другие – закрываются
Оптимизация среднего образования перестала быть для смолян чем-то далеким, о чем просто говорят по телевизору. К 1 сентября почти в каждом уголке Смоленщины на несколько сельских школ станет меньше. Так, в Сыческом районе закроются сразу четыре школы: Татаринская, Ананиховская, Сидоровская, Б. – Моховаткинская. Детишек из Потаповской школы Гагаринского района станут возить за семь километров в Баскаковскую школу. В Рославльском районе сразу три школы поменяют свой статус и станут филиалами. Среди них – Костыревская основная школа. В новом учебном году она станет частью Красниковской средней школы. От этого и до закрытия недалеко, считают жители деревни Костыри и мириться с этим не хотят.
Страшное слово «реструктуризация»
Школа на селе всегда была для местных жителей своего рода культурным центром. Говорят, если в деревне закрывается школа, значит, уже через несколько лет кроме пенсионеров и алкоголиков там никого не останется.
– Известие о реорганизации родной школы неожиданно свалилось на нас в мае, – говорит председатель профкома Костыревской школы Наталья Михайловна Титова. – Тогда директора школы вызвали в районный центр и объявили, что с начала этого учебного года наша «девятилетка» станет филиалом Красниковской средней школы, расположенной в семи километрах в деревне Барсуки. Никакого схода местных жителей, который по закону должнен проводиться в таких случаях, не проводилось. Нас об этом в известность никто не поставил.
– Согласно программе реструктуризации сельских школ было принято решение реорганизовать Костыревскую основную школу в филиал Красниковской школы, – пояснили корреспонденту «НК» в Департаменте Смоленской области по образованию и науке. – Ученики продолжат обучение в родных стенах, а учительские места будут сохранены. Фактически изменится только юридический статус школы. 19 мая экспертная оценка последствий реорганизации пришла к выводу, что ни к каким негативным последствиям это решение не приведет.
– В 1991 году нашей школе предлагали стать общеобразовательной, но она не справилась и упустила свой шанс, – прокомментировал ситуацию глава Костыревского сельского поселения Александр Николаевич Степанищев. – До последнего момента я стоял на том, чтобы обе школы существовали независимо от статуса. Сейчас, мне кажется, найден оптимальный вариант: мы сохранили среднюю школу на нашей «ветке».
Война деревень
Но у родителей мнение иное. Создание филиала на базе прежней школы они считают первым шагом к ее закрытию.
– У нас в школе учатся 26 детей. В Красниковской школе учеников в два раза меньше, отсутствуют второй и шестой класс, – рассказывает председатель родительского комитета Костыревской школы Антонина Гаврикова. – Да и населения там много меньше, не из кого первые классы формировать. Как только 1 сентября постановление о реструктуризации вступит в силу, все юридические права перейдут к директору Красниковской школы Людмиле Квасовой. Едва в «главной» школе возникнут проблемы с комплектацией классов, у директора будет полное право переводить туда наших детей. Тогда закрытия Костыревской школе уже не избежать.
Казалось бы, даже если школа в Костырях закроется, для детей ничего катастрофического в этом не будет – просто придется посещать школу в соседнем населенном пункте. Но, по словам местных жителей, две деревни враждуют испокон веков... Неприязнь перешла и на школы.
– После 9 класса мы стали отправлять детей в Красниковскую школу, – рассказывает местный инспектор по охране прав детства Наталья Петровна Доронина. – Смотрим, возвращаются не в настроении: ребята часто в синяках, девочки заплаканные. С их слов, учителя вроде как обзывали их бранными словами, на наших детях поставили клеймо, якобы они необучаемы...
– Впервые слышу о негативном отношении между детьми соседних деревень, – прокомментировала нам ситуацию директор Красниковской школы Людмила Квасова. – У нас учатся несколько детишек из Костырей, которые приезжают к нам каждый день на учебу и даже на дискотечные вечера приходят…Что же касается уровня подготовки школьников, пришедших к нам после 9 класса Костыревской школы, то он действительно оставляет желать лучшего. У нас строже дисциплина, выше уровень образования. Возможно, многим из них не под силу у нас учиться.
– Дети у нас получают гранты, часто занимают призовые места на школьных конкурсах, – возражает учитель Костыревкой школы. – К примеру, в зональном конкурсе, посвященном юбилею Рыленкова, наша школа получила гран-при.
Кадры решили все
На сегодняшний день в штате Костыревской школы девять преподавателей. У большинства из них стаж больше десяти лет. Но, в один голос утверждают местные жители, как только учителя услышали, что школа будет в подчинении другой школьной администрации, четверо из них собрались уйти. Причина – в психологическом конфликте с директором Красниковской школы.
– При реорганизации все рабочие места в школе деревни сохраняются. Штат урезан не будет, вопрос о сокращении не стоит, – говорит глава администрации Александр Степанищев.– Невыгодна данная ситуация разве что директору Костыревской школы. Он сменит должность на руководителя филиала, в денежном выражении потеряет незначительную сумму.
– Если учителя начнут покидать рабочие места, учебное заведение будет комплектоваться другими кадрами, заявил глава администрации. Правда, кем именно, неизвестно. Как и куда пойдут работать те, кто подумывает об увольнении, тоже неясно.
Версия народная
У местных жителей имеется свое объяснение, почему их школу реорганизуют – чтобы в недалеком будущем закрыть. По их мнению, власти нацелились перенести в здание школы администрацию поселения, библиотеку и медпункт.
– Если закроют школу, деревня умрет, – опечалена местная жительница Наталья Михайловна Титова. – У нас много молодых семей с детьми, все они уедут в другие места. Идет работа на уничтожение не школы, а всей деревни.
Версия официальная
– Причин для волнений жителей Костырей я не вижу, – говорит глава администрации Александр Степанищев. – Жители нагнетают психологическую обстановку. Я уверен, если бы им предложили в качестве альтернативы другую школу, все равно нашлись бы недовольные. В данном случае ученики меняют худшую школу на лучшую.
– Главное в программе реструктуризации сельских школ – создать качественное образование, а вовсе не сэкономить, как считают многие, – рассказывает начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования департамента Смоленской области по образованию и науке Сергей Захаров. – Однако сложно говорить о высоком уровне подготовки школьников, когда несколько предметов у него ведет один учитель. Не может педагог быть первоклассным специалистом в 4-5 науках! Да и не секрет, что немало школ в Смоленской области находятся в аварийном состоянии, не говоря о том, что в некоторых из них нет не только компьютеров, но и учебников.
Если следовать логике чиновников из департамента образования, получается, что теперь среднее учебное заведение ничем не отличается от любого предприятия, вот только разницу в социальной роли никто не учел. Школа может быть «основным предприятием», а может «опуститься» до филиала. В этом случае учебное заведение перестает существовать как юридическое лицо. Крайняя мера во всей этой схеме – закрытие школы-филиала. Но прежде чем такое решение будет принято, с ним должны согласиться местные жители на собрании сельского схода.
– Окончательное решение о закрытии школы принимает учредитель (в случаях со школами – это муниципальное образование), – поясняет Сергей Захаров. Если школу все-таки закрывают, муниципальное образование обязано принять меры для трудоустройства учителей и рабочего персонала. Хотя вопрос, конечно, намного сложнее и касается не только трудоустройства учителей…
В настоящее время утвержденного списка школ Смоленской области, которые предполагается закрыть в текущем году, нет. Точная информация о тех, кто попал под нож реструктуризации, должна появиться перед началом учебы, в августе. Какие именно образовательные учреждения стоит реорганизовать, решают на местном уровне – главы районов. И хотя в каждом муниципальном образовании уже должна быть разработана программа реструктуризации, кого именно ждет известие о закрытии к первому сентября – чиновники не признаются.
Маргарита Константинова, фото автора