Смоляне могут увидеть отреставрированные гравюры в уникальной технике меццо-тинто

Меццо-тинто или сотня полутонов от темного до светлого. Смоленский музей-заповедник впервые продемонстрировал гравюры в так называемой "черной" или "английской манере". Благодаря усилиям реставраторов, гости художественной галереи наконец увидели шедевры ушедшей в прошлое техники.
Леди Эрскин внимательно смотрит на нас из XVIII века. А мы не можем отвести глаз от ее лица и тончайшей кружевной пелерины, покрывающей платье - гравюра шотландца Джеймса Уотсона. Сотни оттенков черного на этом портрете и других - результат кропотливой работы граверов в технике меццо-тинто. В переводе с итальянского - "полутона". -
Анастасия Тихонова, заместитель директора по научной работе Смоленского государственного музея-заповедника:
"Мы решили показать на этой выставке 17 работ из наших фондов, из фондов музея-заповедника, работ, выполненными европейскими мастерами меццо-тинто в основном XVIII - начала XIX века". -
Все представленные на выставке гравюры - репродукции с живописных полотен. Но выполнить такие "копии" было также сложно, как и создать оригиналы. Ведь для меццо-тинто до зеркальности полировали медную пластину, делали на ней тысячи насечек, которые затем сглаживали, чтобы получить изображение. И при такой технике оттисков с одной пластины получалось не более двух десятков. -
Татьяна Павлова, научный сотрудник Смоленской художественной галереи:
"Именно Англия стала той страной, где техника меццо-тинто получила особенно широкое и особенно яркое развитие. В Лондон, как в Мекку, приезжали граверы из разных стран, чтобы совершенствоваться". -
Коллекция меццо-тинто Смоленского музея-заповедника - настоящее сокровище. Но в XX веке судьба гравюр складывалась крайне сложно. Их складировали в подвалах после национализации из усадеб, прятали в годы Великой Отечественной. Отсюда пятна, порывы, следы плесени и неумелых ремонтов. Почти десять лет реставратор графики Валентина Кочанова приводила в порядок гравюры меццо-тинто.
-
"Они очень загрязненные, пожелтевшие. И для того, чтобы вся желтизна ушла, мы должны промыть". -
Валентина Кочанова "купает" гравюру Питера Пакарда "Крестины младенца". Это тоже меццо-тинто. Реставрационная мастерская больше похожа на лабораторию. Подбирая реактивы, Валентина Ивановна удаляет пятна плесени, загрязнения, старый клей. Чтобы они ушли, нужно много времени и стараний. А эти меццо-тинто еще предстоит привести в порядок. -
Валентина Кочанова, реставратор графики Смоленского государственного музея-заповедника:
"В списке меццо-тинто у нас 60 работ. Осталось отреставрировать... 42 уже готовы. Около 15 работ нужно еще сделать". -
Это этап тонировки, когда реставратор восполняет изображение на местах разрывов или ожогов. Оттенок скрупулезно подбирается.
-
"Я могу заполнить только вот эти белые линии разрывов, акварелью или карандашом, что лучше на эту бумагу ляжет. Потом подбирать определенный тон и цвет карандаша, чтобы не было белых пятен". -
Вот еще несколько меццо-тинто, которые уже приведены в порядок. В скором времени смоляне смогут увидеть и их. А до 10 мая можно рассмотреть "полутона" на 17 работах в Художественной галерее.