Видео: Повлияли ли санкции на работу авиационного завода в Смоленске
Смоленский авиазавод продолжает свою работу несмотря на санкции. Як-42 в середине 70-х годов был очередным шагом вперед в отечественном самолетостроении и полностью собирали его, в том числе, на Смоленском авиационном заводе.
Тогда, еще в Советском Союзе, закрытом от западных стран, все – от иллюминаторов и шасси до двигателей и электроники – производилось именно внутри страны. Кооперация между производствами всего Союза позволяла нашим специалистам экспериментировать с конструкцией, улучшать летные показатели самолетов и разрабатывать оптимальные материалы для их создания. Однако все изменилось в 1991 году. СССР распался, и тогда в силу разных причин, на смену отечественным "якам" и "тушкам" начали приходить заграничные "боинги" и "эирбасы".
В тяжелое для страны время Смоленский авиазавод свою работу не только не прекратил, но и стал разрабатывать новые самолеты, среди которых легкомоторный СМ-92. Со временем его производство становилось все более сложным в части электроники и все менее независимым от зарубежных деталей. В один момент руководство решило ситуацию изменить и начать работать над импортозамещением.
Валентин Ходунов, первый заместитель генерального директора СмАЗ, директор по производству:
"Да, чуть-чуть больше провозились, немного тяжелее было, но мы освоили выпуск. Сделали сами всю тормозную систему поменяли, украинские насосы, мы к ним даже не обращались, мы сделали свои, радиатор для этого самолета. Очень многое переделали для этого самолета. Все мы можем делать сами, если нас будут прижимать".
Валентин Ходунов – один из старожилов авиазавода – уверен, что как бы ни прижимали санкциями, повлиять на работу предприятия критически они не смогут. Поставщики надежные, а сырья заготовлено достаточно. Помимо оборонзаказа, растут и заказы на запчасти для пассажирских самолетов, в том числе и отечественного "Sukhoi Superjet". В связи с прекращением поставок импортных запчастей, российские заводы теперь вполне могут стать им заменой.
Валентин Ходунов, первый заместитель генерального директора СмАЗ, директор по производству:
"Тяжеловато пока с оборудованием. Естественно, оно начинает ломаться, начинает изнашиваться, и нашлись предприятия наши станкостроения, которые начали делать капитальный ремонт этому оборудованию, именно капитальный. Начали менять сложные агрегаты. Это те же санкции, которые подтолкнули нас, а мы сказали: да мы можем сами".
Теперь, когда конкуренции с западом нет, заводы нашей страны имеют шанс скооперироваться для создания полностью внутреннего продукта. Ресурсы для этого есть. Останется только желание.
Автор: Максим Филипенков, ГТРК Смоленск