Анна Антонюк: «Смоленский бизнес не отказывается от экспорта»
Как работает Центр поддержки экспорта в сложившейся ситуации, как решает вопросы с логистикой экспортных поставок и какие актуальные услуги предлагает малому и среднему бизнесу?
Попытка «отмены» Европой российской экономики стала болезненной для нас. Но еще больший негативный эффект она нанесла мировой торговой системе: утрачено доверие, которое годами складывалось как основной принцип торговли и было основано на правилах и соглашениях. Поэтому, пройдя через нынешние экономические сложности, торговая система будет иметь совсем другой ландшафт.
Об этом на полях ПМЭФ2022 заявила руководитель Российского экспортного центра Вероника Никишина, говоря о сложившейся после 24 февраля ситуации в российском экспорте.
И действительно, пока Евросоюз с упорством мазохиста продолжает крушить экономические связи с Россией, мы видим огромный интерес к российским товарам на рынках Азии, арабского мира, Африки, Индии. Преодолев психологическую осторожность мартаапреля, российские экспортеры начинают разворот в сторону восхода Солнца. Туда, где нет и не предвидится проблем с логистикой и финансами.
В их числе и смоленские экспортеры, которые за первый квартал 2022го при содействии Центра поддержки экспорта Смоленской области (главного помощника по выходу местных предпринимателей на внешние рынки) заключили почти двадцать экспортных контрактов, в два с половиной раза больше запланированного.
Процесс заключения новых международных контрактов и экспортных поставок в Смоленской области идет в режиме «двадцать четыре на семь». О том, как работает Центр поддержки экспорта в сложившейся ситуации, как решает вопросы с логистикой экспортных поставок и какие актуальные услуги предлагает малому и среднему бизнесу Смоленской области, в интервью журналу «О чем говорит Смоленск» рассказала его руководитель Анна Антонюк.
Сила «экспортного мышления»
Анна, с началом специальной военной операции России на Украине многочисленные европейские санкции сделали ее товарные рынки труднодоступными и малопривлекательными для российского и смоленского экспорта. Но стоит ли так сильно горевать по данному поводу? Ведь с другой стороны для нас открыты рынки СНГ, Китая, Индии, Латинской Америки, ЮгоВосточной Азии, Африки, которые в совокупности в десятки, а то и в сотни (!) раз превышают рынок Европы.
Что касается тех экспортеров, кто до недавнего времени имел налаженные каналы сбыта в Европе, но потерял их, вряд ли они сильно обрадовались этому «в моменте». Но по большому счету дело не в международной обстановке (на которую небольшой бизнес не в силах влиять), а в самой готовности работать на внешних рынках, в наличии «экспортного мышления». В таком случае предприниматель понимает: если ранее он имел дело с Польшей или Францией, сегодня ему не так сложно переориентироваться на Иран или Египет. Тем более с помощью нашего Центра поддержки экспорта. Для этого у нас есть такая популярная и бесплатная! услуга как поиск иностранного покупателя, направленная на расширение рынков сбыта экспортера. Мы делаем предварительную экспертизу для конкретного предпринимателя и определяем перечень приоритетных зарубежных рынков. Также у нас есть перечень аккредитованных Российским экспортным центром подрядчиков, находящихся по всей стране, у которых уже есть готовые экспертизы определённой отрасли на определённом рынке.
У самих предпринимателей (по вашим наблюдениям) есть понимание, что сейчас они получают отличную возможность выхода на огромные рынки многочисленных дружественных России стран, политические и экономические отношения с которыми стабильны и не рухнут в одночасье, как это произошло с Европой?
Конечно. Многие из них видят рост конкуренции на внутреннем российском рынке и с оптимизмом смотрят на открывающиеся экспортные возможности. И не только компанииэкспортеры, но и те, кто раньше особо не задумывались об экспорте. Тем более, что Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций оказывает страховую поддержку малым и средним предпринимателям при реализации экспортных и инвестиционных проектов, которые продают товары на условиях отсрочки платежа [подробнее об условиях и выгодах страхования читайте на https://export67.com/v-pomosch-eksporteru/strahovanie/ ред.].
Смоленская область территория трейдеров
Говоря о Европе, какието возможности для экспорта в отдельные ее страны сегодня все же остаются? Или каналы поставки товаров в Евросоюз полностью перекрыты?
Есть среди смоленских экспортеров те, кто не сдался и продолжает работать с Европой, несмотря на санкции и сильно осложненную логистику. К примеру, теперь нельзя доставлять товары в Европу на российских грузовиках и наоборот. Но можно перегрузить их на границе Польши и Беларуси.
А как сейчас ведут себя различные маркетплейсы?
Сейчас в этой сфере постоянные новшества, возникают сложности, связанные с закрытием для нас европейских и американских площадок, но наши коллеги из Российского экспортного центра (который, собственно, и помогает экспортерам размещаться на маркетплейсах) максимально оперативно реагируют на меняющиеся условия, и перечень площадок постоянно расширяется.
Есть российские маркетплейсы, точнее те, которые работают на территории России, например, Wildberries, Ozon. Также мы работаем с Alibaba и AliExpress, и с профильными площадками, которые специализируются на продаже определённого вида продукции. Например, для предприятий лесоперерабатывающего комплекса есть площадка Fordaq, где сосредоточены продавцы и покупатели изделий из древесины.
Что вообще экспортирует Смоленская область? Какие виды товаров составляют большую часть в структуре экспорта?
Смоленская область в плане экспорта довольно специфичный регион, поскольку 80 процентов смоленских экспортеров это не производители, а трейдеры компании, которые занимаются продажами. Если говорить о структуре экспорта, то на первом месте, как правило, азотные удобрения, которые производит крупнейшее предприятие региона ПАО «Дорогобуж», входящее в группу компаний АКРОН. Второетретье место обычно делят зерновые культуры (пшеница, ячмень, семена подсолнечника) или продукция из дерева.
Трейдеры входят в зону вашей «опеки»?
Да, конечно. Центр поддержки экспорта работает как производителями, так и с трейдерами. Главное чтобы они являлись субъектами малого и среднего предпринимательства. С крупными компаниями мы не сотрудничаем, хотя консультационные услуги оказываем. Если к нам обращается крупная компания, мы не говорим «мы с вами не работаем». Если наши сотрудники могут оказать помощь, мы всегда её оказываем.
Перспективы экспорта на Восток
Анна, экспорт это какойто особый вид бизнеса, когда компания изначально думает о внешних рынках сбыта? Или любой смоленский предприниматель может стать экспортером, если озаботится?
Любой, у кого есть такое желание. Экспорт это определённый этап для компании, иногда мечта. Развитие бизнеса чаще всего идёт по такому сценарию: когда я научился продавать в России, я могу выйти на экспорт. Но не всегда всё бывает именно так. Бывает, что товар у компании больше ориентирован на экспорт, и продаваться на внешних рынках он будет быстрее, эффективнее, маржинальнее, а иногда ещё и проще. Такие примеры есть как по среднему и малому бизнесу, так и по микробизнесу.
Говоря о новых рынках экспорта в планетарном масштабе, какие из них сейчас интересны смоленскому экспорту в первую очередь?
Сейчас мы ориентируемся на страны, свободные от санкций. Очень перспективные направления СНГ, Азия и Африка. Страны СНГ, Китай, Саудовская Аравия и Арабские Эмираты для нас уже стали популярными рынками сбыта. Вместе с тем нужно понимать, что выход на экспорт процесс небыстрый, а в нынешних условиях он происходит ещё дольше, потому что новые восточные рынки, ментальность восточного бизнеса подразумевает необходимость определённого промежутка времени для того, чтобы удостовериться в надёжности партнера. С этой целью мы проводим целый ряд видеовстреч с участием наших специалистов, чтобы удостовериться в намерениях иностранного партнёра действительно перейти к заключению экспортного контракта.
Сегодня, в ситуации неопределенности, даже опытные экспортеры нуждаются в помощи. Неслучайно число обращений в наш Центр за последние месяцы существенно выросло. И это говорит нам о главном смоленский бизнес не отказывается от экспортных планов, видит перспективы выхода на новые рынки. Сейчас к нам приходят компании, которые не то что год назад, а даже ещё вчера вообще не задумывались об экспорте. Но получив определённый багаж знаний, они начинают переформатировать свою деятельность, чтобы, может быть не сейчас, а когдато в будущем, прийти к нам и стать экспортёрами. Таких компаний, которые мы берём за руку и выводим на зарубежный рынок, в нашем Центре ежегодно не меньше десяти.
Новые услуги в режиме санкций
Ваш Центр както отреагировал на санкционные шаги Европы?
Конечно. Мы, как и МИД, «ответили симметрично» (улыбается). Уже с июня смоленским предпринимателям доступны наши новые услуги, которые были разработаны именно в условиях санкций. Одна из таких услуг финансирование логистических затрат для экспортёров. Учитывая, что в данном случае речь идёт о значительном финансировании российского «плеча» экспорта, эту часть логистических затрат мы теперь можем софинансировать в размере 80 процентов.
Вторая услуга оплата складов временного хранения за рубежом. Она и ранее была доступна для экспортёров, которые размещались на международных маркетплейсах. Сейчас же стала доступной для всех категорий экспортёров. Если мы в принципе работаем с дистрибьюторами, крупными сетями за рубежом, то можем обеспечить хранение товаров на складах этих дистрибьюторов либо других компаний и полностью оплатить его в размере до 300 тысяч рублей.
Продолжает пользоваться популярностью услуга по сертификации продукции. Это очень весомый финансовый вклад в экспортную деятельность, поскольку сертификация для работы на международных рынках, как правило, стоит дорого. У предприятий агропромышленного комплекса, например, сейчас особенной популярностью пользуются сертификаты «кошер» и «халяль», в СНГ мы также открываем новые направления по сертификации. Если требование о сертификации продукции внесено в экспортный контракт или является обязательным требованием рынка, то мы обязательно поможем. Эта услуга предоставляется на условиях софинансирования: 80 процентов оплачивает Центр, 20 процентов экспортёр.
Ещё одна услуга консультирование по любой внешнеэкономической теме, иногда даже не экспортной. На любой вопрос даем ответ максимум через пять дней, но чаще на следующий день или через день. Сейчас консультирование приобрело бешеную популярность. Ежедневно в Центр приходит по несколько разноплановых запросов. Как общих, так и частных. К примеру: «Я решил продавать чтото в Китай, постройте мне логистический маршрут».
И что вы отвечаете на частные запросы?
В штате нашего Центра есть квалифицированный логист мой заместитель Вероника Синицкая, которой можно позвонить в любое время, и она оперативно даст первичную консультацию, по крайней мере, по способу фасовки, доставки. Конечно, это будет консультация без полного логистического расчёта, но первичную консультацию мы можем дать оперативно, практически в любой момент.
В прошлом году две смоленские компании, «Лазертаг» и «Точные поставки», стали победителями Всероссийского конкурса «Экспортер года». В этом году данный конкурс состоится?
А как же. До 8 июля можно подать заявку на участие в нем на сайте Российского экспортного центра https://awards.exportcenter.ru/anketa/. Как заявила недавно генеральный директор этого центра Вероника Никишина, главная цель конкурса показать, что в каждом уголке России есть компании, которые производят продукцию и оказывают услуги настолько высокого качества, что они востребованы не только в нашей стране, но и во всем мире.
В условиях ограничений это особенно актуально, так что приглашаем смоленских экспортеров принять участие, тем более, что среди них, на мой взгляд, есть явные фавориты, которые по праву могут претендовать на победу в той или иной номинации. В этом году премия «Экспортер года» будет вручаться в 19 номинациях: 6 основных (отдельно для МСП и крупного бизнеса) и 5 дополнительных (в зависимости от размера компании).
Анна, если бы лично вы занимались бизнесом и решили поработать на экспорт какое географическое направление для поиска бизнеспартнеров выбрали?
Во-первых, все зависит от того, что продавать на экспорт, какой товар. Необходима предварительная аналитика на наличие барьеров и ограничений и спроса на товар в той или иной стране. Кстати, такие услуги экспортер может получить самостоятельно, зарегистрировавшись на портале «Мой экспорт» https://myexport.exportcenter.ru/.
Помимо этого, не обязательно сосредотачиваться только на одном экспортном направлении. Можно брать несколько стран в работу. Мы часто так делаем при оказании услуги поиск иностранного контрагента. Например, для экспорта в страны СНГ применяется идентичный подход в ведении переговоров и заключении экспортных сделок.
Сейчас все большую популярность среди бизнессообщества набирает диверсификация бизнеса, и, соответственно, экспортных направлений. Это позволяет компании нивелировать риски полного банкротства бизнеса и развиваться в разных направлениях. Главное начать движение в направлении экспорта. А мы поможем.
текст: Николай Жданов