Сегодня четверг, 28 марта 2024 года.

Поиск  

Пример: 13   
30 июня 2022 года   |   smol-news.ru   |   Обсудить

Ольга Кольцова: «Не бойтесь сделать ошибку»

ГостемочередноговыпускаавторскойпрограммыСергеяНовикова «Диалоги» (телеканалы «ОТР» и «Регион­67») сталаректорСмоленскогообластногоинститутаразвитияобразования, кандидатпедагогическихнаукОльгаКольцова. Предлагаемвашемувниманиюгазетныйвариантэтойбеседы.

– Здравствуйте, ОльгаСтаниславовна.

– Здравствуйте, Сергей Витальевич.

– ЯВасприветствуювпрограмме «Диалоги». Оченьрадпознакомиться. ЯВаспредставилкакректораинститутаразвитияобразования, нохочусразупояснитьнашей, особенновозрастной, аудитории, чтоэтонечтоиное, какбывшийинститутусовершенствованияучителей. Долгиегодытакназывалосьэтоучебноезаведение, ноВы­топришлиужепослепереименования, насколькоязнаю?

– Да, я пришла буквально через год.

– Авообщеоноимелокакой­тосмыслилиэтопростоформальнаясменавывески?

– Это некая игра слов, конечно, надо признаться. Но всё же отличие есть. Если ранее институт занимался собственно повышением квалификации, то сейчас это многомерная площадка для роста педагога, для поиска истины, но помимо этого мы разрабатываем концепции, проводим мониторинги, занимаемся аналитикой, сопровождаем региональные проекты. То есть институт развития образования – это площадка трансфера идей, замыслов, проектов.

– Хорошо, кинститутумыещевернемся, носначалаяхочусВамипоговоритьонекоторыхпроблемах, потомучтоВыужепризнанныймэтрпедагогики: 15 летвшколеучителемматематики, потомзаместителемдиректора; 7 летВывозглавлялипедагогическийколледж – одноизсамыхпрестижныхнасегодняшнийденьучебныхзаведений, ивэтом, конечно, иВашазаслуга. Инаконец, вотужеболее 10 лет – институтразвитияобразования. Опытогромный. Ноначалосьвсё, ОльгаСтаниславовна, сфизико­математическогофакультетаСмоленскогопедагогическогоинститута. Этобылосознанныйвыборилипростотакполучилось?

– У меня были прекрасные учителя. Удивительный классный руководитель, она и сейчас работает в школе – это Ольга Григорьевна Михеенкова, учительница литературы. Я была потрясена этим человеком, низкий поклон ей за всё то, что она во мне пробудила, я начала размышлять об очень серьезных вещах. А почему физико­математический факультет? Потому что была Галина Семеновна Клёнова, учитель физики… Я вдруг поняла, что полюбила физику. Я уверенно себя чувствовала в этих предметах – математика, физика, и мне хотелось быть на Галину Семеновну похожей, поэтому когда я заканчивала 29­ю среднюю школу, целенаправленно выбрала физико­математический факультет. Это было не случайно, это была заслуга учителей, тех, кто подарил мне радость выбора этой профессии.

– Положарукунасердце, ВысейчаспосоветуетепоступатьвСмолГУ?

– Посоветую, потому что учитель – это удивительный мир. Если даже выбор будет случайным, но погрузившись в эту профессию, вы откроете для себя столько прекрасного и важного! Вот сидит класс, смотрят на тебя тридцать пар глаз, и ты понимаешь, что ты им нужен, они тебе доверяют, этот момент истины очень сложно переоценить. Это уникальная профессия.

– Ячастозадаюэтотвопроссвоимгостям. Вотсейчасоканчиваютшколуребята, кто­тоужеопределился, акто­тоещевкаких­тосомнениях, впоисках. Когослушать? Бабушек­дедушек? Родителей? Друзей? Иликакой­тосвойвнутреннийголос, чтобывсё­такинеошибитьсясэтимсвоимпризванием?

– Сложный вопрос, конечно. Слушать себя самого. Не бояться сделать ошибку. Поступив и проучившись год и поняв, что это не твое, не надо бояться начать сначала, потому что возненавидеть свою профессию – это значит сломать себя. Зачем?

– ОльгаСтаниславовна, какВыдумаете, учителямвВашевремяработывшколеисейчас – комусложнее?

– Учитель во все времена находился в системе координат очень большого количества требований. Это было всегда: нормативы, требования законов, стандартов, административные требования, требования со стороны родителей, со стороны детей, со стороны социума. Мы проводили опрос среди детей, какой должна быть учительница? И вот те, кто учится в начальной школе, назвали три качества. На первом месте – добрая, на втором – красивая, на третьем месте – молодая. Естественно, при продвижении по возрастной лестнице всё это меняется, но согласитесь, в этих детских ответах есть что­то очень важное. Это внутренняя и внешняя привлекательность. Даже не физиологическая привлекательность, а что­то другое. Родители же всегда были склонны считать, что школа не дорабатывает, невнимательна к ученику, мало дополнительных занятий. Кому сложнее? Ну конечно, сейчас всё усложнилось. Мир меняется, это теперь цифровой мир, и дети живут в этом цифровом параллельном пространстве.

– Попробуйуспетьзаними.

– Да, мой внук картинку в книжке пытается пальцами раздвинуть, потому что привык в гаджетах. Меняется стиль мышления, структура мышления. Учителю сложно, очень сложно.

– НаспоймаютсейчассВаминатом, чтомы, какоймладшиеклассывидятучительницу, сказали, апростаршиеничего…

– Старшие классы более прагматичны. Конечно, внешняя привлекательность и доброта присутствуют, но они их не поставили на первое место. Там знание предмета, умение его преподнести, возможность с помощью учителя поступить в институт без участия репетитора, то есть профессионализм.

– Вообще­тоэтоправильно.

– Конечно.

– ИзвестныйроссийскийпсихологСергейЕниколоповговорит: «Возьмите, кпримеру, учителей. Онижепотерялисвойстатуссоветский. Тогдаучительбылокруженореоломуваженияипочитания, воспринималсякаксеятельразумного, доброго, вечного. Асегодняонкто? Школапересталабытьсакральнымместом. Учителяможноунизить, оскорбить. Егоможнодажеударить». Таквсё?

– Конечно, доля правды в этом есть, хотя всё зависит от личности учителя. Ученика нельзя обмануть, ребенка нельзя обмануть, и если класс чувствует слабость нравственную, какую­то иную человеческую слабость, конечно, он, опираясь на эту слабость, может начать провоцировать учителя. У сильных, мощных учителей, а их очень много, ничего подобного не случается. Просто представить себе невозможно. Я, конечно, могла бы назвать не один десяток таких учителей, но не буду это делать, потому что могу кого­то забыть и обидеть. У них даже речи об этом нет. Дети любят учителя, доверяют. Ну а статус учителя в обществе… Я думаю, всё равно и сегодня он высок, он значим.

– Ещеостатусеучителя. ПоданнымВысшейшколыэкономики, 70 процентовучителейхотябыразсталкивалисьстравлейвсоцсетях, этоопятьжеквопросуогаджетомании. Естьтакаяпроблема. Знаете, недавноописывалсятакойслучай: учительницузасталивмагазинезавыбором, извините, нижнегобелья, родителивозмутились, написалижалобу, еесталипреследовать. Другаявыложилавсоцсетяхсвойкакой­тотанецнастолесредибутылок. Третьягде­тозагоралатоплес. Нунаверное, учительдолженпонимать, чтоемунельзяделатьто, чтопозволенопродавцу, менеджеруилижурналисту. Илиздесьвсё­такипереборвэтихтребованияхкучителю?

– Человек любой профессии должен понимать, что такое ценностные установки, нравственные основы, и это зависит, наверное, от личности человека, будет ли он выкладывать себя в сеть в каком­то рискованном виде. Для учителя, конечно, это, на мой взгляд, неприемлемо. Я считаю, что учитель не должен делать этого.

– Такуюпрочиталнедавнофразу: «Будьтеосторожны: наработувышлопоколение, котороепокупалодипломывпереходах. Анаподходепоколение, котороеобучалосьдистанционно». Тожеведьпроблема. Какбыэтодистанционноеобучениенезабиловсё, чтораньшедавалучитель «глазавглаза», какговорится.

– Такая проблема есть. Для многих невозможность общаться лицом к лицу в аудитории – это была просто шоковая история. Учителям пришлось очень быстро погрузиться в применение информационных технологий, руководителям школы – решать организационные вопросы. Это всё очень сложно. И отдача, конечно, не та. Когда ты находишься в классе – вот я в начале об этом говорила, – ощущаешь эту атмосферу, ее ничем не передать. Когда дети находятся здесь, рядом с тобой, и ты понимаешь, что ребенок рад слышать тебя, рад видеть. Ты его похвалил до урока, сказал, какой он молодец сегодня, и у него уже другой взгляд, другое настроение. Через экран это сделать сложно. Я думаю, что всё выровняется. Знаете, как в теории хаоса – всё равно всё придет в норму, любой хаос стремится занять упорядоченное состояние. Это закон физики, поэтому всё будет в порядке.

– Ещеоднапроблема, котораяволнуетучителей. Цитата: «Мыпогрязлинетольковбумажной, ноивцифровойбюрократии. Новыеотчетысыплютсякакизрогаизобилия: отчетыотворческихконкурсахиолимпиадах, всевозможныхакциях, флэшмобах. Пример – укажитеколичестводеревьев, высаженныхнашкольномдворе, предоставьтеколичествососулек, свисающихскрыши, укажите, сколькочеловекбылонасубботнике, сколькомальчиков, сколькодевочек». Нучтопроисходит, ОльгаСтаниславовна?!

– Совсем недавно в Государственной Думе проводился открытый круглый стол, и любой желающий мог присоединиться. Он был посвящен именно этой теме, что учителя действительно принудили сдавать очень большое количество отчетности, и Министерством просвещения принято решение, сейчас оно приводится к исполнению, о составлении минимального перечня тех позиций, которые вообще может государство выспросить у учителя. Этот перечень составляется, он будет конечен, он будет оптимален, и то, что Вы сейчас процитировали, конечно, будет невозможно. Учитель должен учить детей.

– Давайтеперейдемкинститутуразвитияобразования. Ктосказал, чтобытьОльгеСтаниславовнеректором? Это 2011 год.

– Меня пригласил руководитель Департамента образования и сделал такое предложение. Оно привело меня в состояние ужаса, потому что я помыслить не могла, что когда­то буду руководить таким учреждением. Конечно, мне это было приятно, значит чего­то я уже достигла, если мне можно такое предложить, но сомнений было очень много.

– Яскажусейчас, можетбыть, крамольнуюмысль, номнекажется, чтоинститутомразвитияобразованиялегчеруководить, чемпедагогическимколледжем. Тамженетстудентов, таместьучителя, тоестьВыучитеучителей, повышаетеихпрофессиональноемастерство, аэто, вероятно, нетакисложно, илиянеправ?

– Сначала такая мысль и у меня была. Я вдруг осознала, что нет двух общежитий, нет студентов, нет родителей. Но эта мысль очень быстро ушла, потому что я увидела, какой уровень стратегических задач возлагается на институт. На базе института развернута деятельность трех центров в рамках национального проекта образования, и эти центры должны очень эффективно работать, результаты их работы отслеживаются Министерством просвещения, и выставляется некая рейтинговая оценка региону, а значит, и губернатору. Поэтому ответственность очень большая.

– Вампришлосьвсебемногое, таксказать, ломатьнаэтомпосту – вхарактере, впривычках?

– В характере – нет, а в привычках… Ну наверное, меньше отдыхать.

– Акулакомпостолу, голосповысить?

– Нет, мне это не свойственно. Я наоборот, начинаю говорить тихо.

– Ивсеприходятвужас

– Ну в ужас – я не знаю. Но все понимают, как надо работать, каким требовательным надо быть прежде всего к себе. Ну как можно выйти в коллектив и не владеть информацией… Так же и наши сотрудники – если ты выходишь в аудиторию к учителям, значит ты понимаешь, что то, о чем говоришь, должен уметь сделать сам: встать вместо учителя, дать урок, провести мероприятие. Если надо очень быстро сориентироваться, а подсказок нет, нужно суметь в информационном массиве найти то нужное основание, чтобы самостоятельно сделать вывод.

– Я, когдаготовился, наткнулсянатакуюцитату, касающуюсяповышенияквалификацииучителей. «Внекоторыхрегионах, чтобыподтвердитьсвоюквалификациюиправоработатьвшколе, учительдолженсобратьпортфолиосталмудомбумагстраницнапятьсот. Всёэтоотнимаетвремяучителяипрактическиничегоемунедает. Асамоеглавное, ниэтиотчеты, нигорысобранныхсправок, какправило, никтонечитает. Аттестацияпревращаетсявбессмысленный, выматывающийнервыритуал». Этонепровас?

– Слава Богу, это не про нас. Аттестация педагогов на категорию у нас в регионе организована в соответствии с федеральными требованиями. Вот то, что Вы прочитали, это, наверное, ситуация, когда какой­то регион самостоятельно решил зачем­то усложнить эту процедуру. Нет, в нашем регионе учителя предоставляют документы, не уверена, есть ли там даже страниц тридцать. В электронном виде они отправляются в аттестационную комиссию. Эксперты осуществляют просмотр всех позиций, оценивают в соответствии с критериями, опять же, федеральными, и всё.

– Выимеетеправосказатьучителю, чтооннесоответствуетдолжности?

– Такое право имеет только руководитель школы. Институт развития образования всего лишь осуществляет экспертизу предоставленных документов, не более того. И если он на основании представленных материалов не подтверждает категорию, то аттестационная комиссия выносит такое решение – не присваивать категорию. Для работодателя, для директора школы это не означает, что учителя надо уволить, это означает, что ему надо помочь, он имеет право работать и без категории. Но это редчайший случай, когда учитель не соответствует занимаемой должности.

– Нашапрограмманазывается «Диалоги», аяпрочитал, чтоувасвинститутеоднаизформработы – «Диалоговыеплощадки». Чтоэто?

– Когда мы работаем со взрослыми людьми, читать лекцию или пересказывать учебник категорически нельзя, научить взрослого человека невозможно. Человек может научиться, если он будет понимать, что это ему нужно. И здесь очень важен диалог. Поэтому «Диалоговая площадка» – это площадка взаимодействия сотрудников института и педагогов, которые к нам приходят. Взрослого человека убедить в том, что он чего­то не знает, возможно, только когда начинаешь с ним взаимодействовать. Так что, это ведущая форма работы.

– Прочитал, ОльгаСтаниславовна, Вашуанкету, гдерасписанасфераВашихделовыхинтересов. Ихмного, ивтомчислетакое – «Антикризисноеуправлениешколой, демонстрирующейстабильнонизкийрезультат». ЭтоактуальнодляСмоленскойобласти?

– Есть такая позиция и такой федеральный проект «Школы с низкими образовательными результатами». Это актуально для любой школы. Низкие образовательные результаты – это не количество двоек и троек, когда много двоек – мало пятерок, нет, имеется в виду, достигает ли каждый учащийся оптимального для него образовательного результата. Вот выявляется (есть такие технологии), что образовательный потенциал для ребенка на уровне четверки, а он не успевает по многим предметам. Это означает, что у него низкий образовательный результат, и в этом случае нужно выяснять причину. Она может быть вовсе не в учителях, а в социуме, она может быть в семье, в физиологии, в здоровье ребенка. Иногда это ребенок из неблагополучной семьи, иногда он и готов был бы учиться, а атмосфера, микроклимат в классе такой, что это мешает ему достигать результатов. Вот наш институт и помогает школам найти первопричину, почему низкие результаты. Есть технологии, есть методики, есть разработанные алгоритмические шаги, что нужно сделать школе, чтобы понять, почему низкий результат. А бывает и так, что никакими педагогическими мерами повысить результат невозможно.

– Ичтотогда?

– Тогда необходимы какие­то управленческие решения. Я не могу назвать сейчас какой­то общий рецепт, это всё очень индивидуально. Вы затронули очень сложный вопрос.

– ОльгаСтаниславовна, Выпроизводитевпечатлениеоченьсильнойженщины.

– Это впечатление.

– Выкогдапоследнийразплакали?

– Вчера.

– Чтослучилось, еслиэтонеличное, конечно?

– Это семейное.

– Понятно. ДайБог, всёбудетхорошо. Знаете, Ольгавпереводесдревнескандинавского – светлая, хорошая, мудрая. Авпереводесдревнеславянского – солнечная, опятьжесветлаяизначимая. ЭтожевсёпроВас, одинкодному. ЯВамжелаюуспеховивсегосамогонаилучшего.

– Спасибо, и надеюсь, что будущий год, который будет объявлен Годом учителя и наставника, смоленское образование пройдет с честью и будет радовать всех. Спасибо Вам за оказанную мне честь, за приглашение в программу «Диалоги».

P.S. Видеоверсию беседы смотрите на сайте газеты «Смоленские новости» в разделе «Видео».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Архив

30 июня 2022

"На подиуме имени Кардена". Юные смолянки приняли участие в показе, посвященном 100-летию мэтра моды  293

В Смоленске выявили незаконный объект возле Реадовского парка  142

В Смоленской области наступает период высокой пожарной опасности  315

Смолянину грозит срок за применение насилия в отношении представителя власти  726

Сальваровцы вернули домой бабушку с деменцией, которая забрела на кладбище  145

Смолян приглашают присоединиться к памятной акции, приуроченной ко Дню ветеранов боевых действий  144

В Смоленске в Сквере Памяти Героев появятся дополнительные секции мемориального панно  460

Где в первый день июля в Смоленске отключат холодную воду  325

В Смоленске на следующей неделе начнется ремонт Крестовоздвиженского моста  333

Смолян приглашают принять участие в акции, приуроченной ко Дню ветеранов боевых действий  140

В Смоленской области 22-летний водитель авто сбил 17-летнего велосипедиста  319

В Смоленской области оштрафовали подрядчика, сорвавшего сроки ремонта здания бассейна  363

В Сквере Памяти героев в Смоленске появятся дополнительные секции мемориального панно «Бессмертный Полк»  501

Смоленская облдума утвердила исполнение бюджета региона в 2021 году  471

Алексей Островский принял участие в торжественном открытии Социального форума  658

Начало июля в Смоленской области будет жарким  285

Воспитательницу из Сафоново признали виновной в смерти девочки  982

В Смоленске две улицы временно останутся без холодной воды  322

Алексей Островский принял участие в заседании Смоленской областной Думы  761

"Схватил за шею, ударил в лицо". Смолянин накинулся на двух полицейских  320

В Смоленской области воспитатель ответит за смерть ребенка в соцучреждении  726

Смоленская областная дума утвердила отчёт об исполнении регионального бюджета-2021  778

Житель Рославльского района ударил полицейского  802

Парламентарии поддержали сотовых операторов  182

Налоговые преференции  523

У губернатора – новый заместитель  558

Библиотеке присвоили имя поэта  746

Первый день июля будет жарким  713

МЧС предупредило о высокой пожарной опасности в Смоленской области  414

Синоптики рассказали о погоде в Смоленске на 1 июля  444

В Смоленске дороги моют специальным шампунем  378

В Смоленской области ветеранов боевых действий освободили от транспортного налога  703

В Смоленской области названы ТОП-10 районов "мусорного" антирейтинга  558

В школах России предложили ввести «золотой стандарт» образования  488

Суд вынес приговор виновной в смерти воспитанницы детского дома-школы под Смоленском  495

В Смоленской области изменится движение на участке трассы «Золотое кольцо»  424

В Рославле несовершеннолетний велосипедист попал под колёса машины  411

В Вязьме произошел пожар в частном доме на улице Алексеевской  454

Смолянин, перевозивший муку, погиб в ДТП под Чебоксарами  469

«Чуть не задушил!» Смолянин поссорился с любовницей и напал на полицейских  376

Стало известно, какие дороги на Смоленщине будут отремонтированы в рамках нацпроекта  629

Какие районы на Смоленщине самые грязные  684

Когда будет благоустроено «Солдатское озеро»?  634

Коммунальщики вскрыли новенький асфальт на улице Автозаводская  429

В Смоленске ремонтом межквартальных проездов занимаются сомнительные подрядчики  279

Видео: Как будет выглядеть новая сторублёвка?  186

Видео: Жители Гагаринского района пожаловались на ужасную дорогу к кладбищу  258

Младенец спас свою семью от гибели в огне  360

Губернатор Смоленщины продолжает восстанавливаться после травмы руки  657

Родственник смоленского депутата оказался замешан в коррупционном скандале в смоленского медуниверситета?  957

Под Смоленском подрядная организация получила штраф 42 миллиона за срыв нацпроекта  513

Смоленские школьники могут принять участие во всероссийских конкурсах сочинений  745

Солдат, сделавший предложение на пероне вокзала своей девушке, рассказал их историю любви (фото, видео)  1119

Центр Смоленска остался без холодной воды  372

В Госдуму внесли законопроект об установлении 1 июля Дня ветеранов боевых действий  181

"Плач ребенка разбудил родителей". В Вязьме произошел страшный пожар  425

Смоленская областная Дума утвердила нового вице-губернатора  806

Алексей Островский назвал самые грязные районы Смоленской области  598

Достраивать школу в Соловьиной роще будет другой подрядчик  564

Видео: В национальном парке "Смоленское Поозерье" начинает работу Музей камня  845

Эксперты ОНФ признали опасной одну из смоленских дорог (видео)  501

У юного смолянина появилась сыпь на теле после купания в озере  410

Невский спасательный центр отмечает 86 лет со дня своего основания  378

В Вязьме сгорел частный дом  368

«Один из лучших вечеров в моей жизни, помнишь?»  682

Вдохновением душа возрождена  678

• Ольга Кольцова: «Не бойтесь сделать ошибку»  479

Смолянам рассказали о происхождении мифа об эпидемии холеры  836

За сутки 17 смолян заболели коронавирусом  120

Школьников Смоленска приглашают принять участие во всероссийских конкурсах сочинений  664

Смолянам рассказали о происхождении мифа о холере  769

Центр Смоленска остался без горячей воды  149

В Смоленске произошло масштабное отключение водоснабжения  317

Смоленская прокуратура потребовала от чиновников разработать план обращения с бездомными животными  137

Под Смоленском младенец спас семью от ночного пожара  333

В Смоленске во второй раз пройдет фестиваль «Арт-Маяковский»  152

В школе №6 города Смоленска откроется профильный IT-класс  373

2 июля в Смоленске вновь пройдет уличный фестиваль «Арт-Маяковский»  175

В Госдуме заявили о необходимости новой строки в платежках ЖКХ  144

Безопасность детей на водных объектах – в зоне особого внимания МЧС России  151

Хор ветеранов из Сафонова получил новые сценические костюмы от Фонда Сергея Неверова «СозИдаНие»  135

Ветераны органов госбезопасности рассказали смоленским школьникам о партизанском движении  360

В аварии в Смоленской области пострадал пассажир мотоцикла  328

Ветераны органов государственной безопасности рассказали школьникам о партизанском движении  348

Роспотребнадзор рассказал, сколько смолян заразились коронавирусом за сутки  153

В Смоленске на улице Кирова продолжают благоустраивать тротуар  205

Смоленский депутат “отжимает” многоквартирные дома в свою управляющую компанию (фото)  647

В смоленской деревне очистили систему водоснабжения после обращения в прокуратуру  187

Смолянину, «заминировавшему» Лопатинский сад, вынесли приговор  356

Видео: 12 тысяч пачек контрабандных сигарет нашли и изъяли у смолянина  224

Под Смоленском малолетние лихачи устроили аварию  463

Через два года в Велиж придет газоснабжение  187

После ареста имущества должник оплатил задолженность  206

Полицейские изъяли очередную партию контрафактных сигарет  358

В Смоленской области единороссы почтили память партизан и подпольщиков  159

Легкоатлетка из Смоленской области победила на Республиканской спартакиаде школьников  2368

Под Смоленском жители деревни добились очистки системы водоснабжения через прокуратуру  164

Под занавес театрального сезона  696

В Смоленской области за сутки разминировали город и две деревни  375

95 территорий благоустроят в Смоленской области в 2022 году  426



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)